– Артем Константинович, все помнят, что весной, в начале пандемии, с полок магазинов частично исчезали некоторые товары повышенного спроса. Не повторится ли такая ситуация при второй волне?
– Скорее всего, нет. Традиционный ритейл извлек уроки из весеннего периода пандемии и смог обеспечить наполненность полок в пиковые периоды. Рынок логистики также готов к новому вызову. В первую волну мы оказали стопроцентную поддержку всех наших клиентов, не останавливая работу ни на одном объекте нашей компании, что позволило обеспечить доставку на полки супермаркетов всего необходимого точно в срок. Возможная вторая волна должна будет пройти по уже понятному сценарию и с меньшими сложностями для бизнеса.
– Что можно сказать о развитии рынка онлайн-торговли в этом году? Можно ли говорить, что торговля уходит в онлайн?
– Мы сейчас сосредоточены на развитии своего бизнеса в Сибири, поэтому я отвечу на примере этой части страны. Емкость розничного рынка в Сибири снижается. Сокращение торговых точек в основном заметно в сегментах малого и среднего бизнеса, именно эти сектора наиболее чувствительны к снижению количества покупателей и влиянию роста доли фиксированных издержек для бизнеса на падающем объеме.
Показатели оборота традиционного ритейла за первые 6 месяцев 2020 года оказались на 5% ниже, чем в том же полугодии 2019-го. При этом в сегменте e-commerce зафиксирован рост ассортимента, приобретаемого онлайн, и плавный рост объемов продаж, однако пока преждевременно говорить о выходе на объемы, близкие к московским.
Гипермаркеты продолжат терять свою долю продаж, а магазины формата «у дома», в свою очередь, будут еще активнее набирать популярность и увеличивать свою долю на рынке. В крупных городах онлайн-ритейл будет усиливать свои позиции, однако офлайн-каналы продаж пока сохранят свое лидерство.
– Несколько слов о тенденциях этого года, наиболее чувствительных для ритейла.
– В Сибири, как и по всей стране, наметился тренд к сокращению количества посещений торговых центров и увеличению среднего чека покупки. Причина в том, что покупатели, желая снизить риск заражения коронавирусом, посещают ТЦ реже, но при этом приобретают тот же объем товаров, что и раньше.
Наиболее заметное падение посещаемости наблюдается в сегментах DIY, электроники, а также непродовольственных товаров повседневного спроса. Магазины, специализирующиеся на реализации продуктов питания и товаров первой необходимости, меньше остальных ощутили на себе этот спад.
– Какие прогнозы на ближайшую зиму?
– Говоря о прогнозах, стоит отметить, что уменьшение числа посещений торговых центров и растущий средний чек – это тренд, который сохранится не только в Сибири, но и во всей России.
Беседовал Лев Шапиро
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.