+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.04.2021 09:44:29
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Туристические маршруты по следам Гагарина

Уже во второй половине 2023 года космос будет не только открыт для туристов, но и станет дешевле – такое заявление сделал Дмитрий Лоскутов, генеральный директор «Главкосмоса» (входит в «Роскосмос»). Сейчас услугу оценивают в $50 млн – может быть, именно поэтому в космосе побывало всего семь туристов. РЖД-Партнер выяснил, почему же за 20 лет с момента начала эпохи космического туризма так и не удалось поставить космические туры на поток и какие иностранные компании наступают «Роскосмосу» на пятки.
Кто ты – турист космический обыкновенный

Японский журналист Тоёхиро Акияма прибыл на советскую орбитальную станцию «Мир» в 1990 году, а в 1991-м это сделала английский химик Хелен Шарман. Однако первым космическим туристом принято считать американского бизнесмена итальянского происхождения Денниса Тито. Он, в отличие от первых двух, оплатил возможность оказаться в космосе: за 7 дней 22 ч и 4 мин. в апреле 2001 года он отдал $20 млн.

Роман Гареев, доцент российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, к. э. н., объясняет, что именно деньги отличают космонавтов от космических туристов: первые летят в космос за зарплату, а вторые платят собственные деньги.

«Космический туризм – это оплачивающиеся из частных средств полеты в космос или на околоземную орбиту в развлекательных или научно-исследовательских целях. В целом сегодня существует немало компаний, заинтересованных в космическом туризме и делающих определенные шаги для того, чтобы он стал массовым», – объясняет Р. Гареев.

В мире пока всего семь космических туристов. Для них было организовано восемь экскурсий на околоземную орбиту. Один из туристов – американец венгерского происхождения Чарльз Симони – побывал на МКС дважды. Кто сколько заплатил – коммерческая тайна. Ее не раскрывают ни «Роскосмос», ни Space Adventures, которая и заключает контракт с космическим туристом. Сумму контакта рассекретил только один, тот самый Д. Тито, отдавший в 2001 году $20 млн. Сейчас, как рассказали РЖД-Партнеру источники, близкие к «Роскосмосу», за полет отдают не меньше $50 млн, а за возможность выйти в космос (такая допуслуга обещана с 2023 г.) надо будет заплатить $3 млн. Но ни подтвердить, ни опровергнуть эти цифры участники рынка не смогли.

«Все космические туристы проходили тренировки в Звездном городке, и все стартовали в космос с космодрома Байконур на российских ракетах «Союз». Сам полет был организован в российском сегменте МКС. Конечно, туристы могли передвигаться по всей космической станции. Важно подчеркнуть, что до сих пор то, что мы называем «космический туризм», не относится ни к одной другой стране, только к России», – подчеркивает Денис Шапиро, экс-менеджер российского представительства Space Adventures.

Однако эксперт нехотя признается, что Россия может в скором времени потерять монополию: на рынок оказания услуг космическим туристам стремятся новые игроки. Например, американская компания SpaceX. Илон Маск ее создал в 2002 году, и к настоящему времени она уже разработала ракеты-носители Falcon 9 и Falcon Heavy. 30 мая 2020-го состоялся первый пилотируемый запуск пассажирской версии корабля Dragon V2, предназначенной для транспортировки астронавтов на МКС.

Для сравнения: «Роскосмос» доставляет космических туристов на МКС на одноразовом корабле «Союз», который был спроектирован Сергеем Королевым еще в 60-е гг. прошлого века. Нового космического корабля – ни многоразового, ни одноразового – за это время Россия не создала.

«Надо также отметить, что с тех пор было много модификаций кораблей «Союз». Понятно, что при Королеве никакой электроники в современном ее понимании не было, а сейчас в корабле – современная начинка. И на данный момент это самый надежный космический корабль в мире», – говорит Д. Шапиро.

Космическая логистика

Компания SpaceX намерена снизить стоимость запуска и уменьшить стоимость космических запусков почти в 100 раз. И сделать это планирует, лишь превратив одноразовую ракету в многоразовую.

«То есть ракеты будут возвращаться на Землю. Они не будут разрушаться и падать в океан, как обычно бывает при запуске», – объясняет Р. Гареев.

Эту идею поддерживают и другие компании. Например, по проекту корпорации Adeline на Землю будет возвращаться не вся ракета, а только наиболее дорогостоящие части. По проекту Stratolaunch Systems запускать ракеты будут с помощью самолета Roc – он поднимает ракету на заданную высоту и отпускает ее в самостоятельный полет, а сам возвращается на Землю и таким образом экономит и делает космос доступнее. В гонке за право оказывать услуги космическим туристам участвует Sierra Nevada Corporation: частная компания разрабатывает версию шаттла – DreamChaser будет использоваться как для доставки грузов на МКС, так и экипажей до семи человек, а также для суборбитальных полетов. Среди претендентов на оказание услуг космическим туристам – Virgin Galactic, она готовит космический корабль SpaceShipTwo; компания Blue Origin уже осуществила четыре успешных запуска и посадки своей ракеты, но, как отмечает Р. Гареев, пока все запуски идут без туристов.

«Отмечу, что ни для одной из компаний, которая занимается темой космического туризма, это направление не является основной бизнес-моделью. Те проекты, которые фокусировались только на космическом туризме (Armadillo Aerospace, XCOR Aerospace, Golden Spike Company, Excalibur Almaz и др.), закрылись, исчерпав финансирование», – продолжает Р. Гареев.

В числе компаний за космических туристов была и российская «КосмоКурс». Она до последнего времени занималась разработкой одноступенчатой многоразовой ракеты и семиместного космического корабля. Первый пятнадцатиминутный полет должен был состояться уже в 2025 году, по плану компании ежегодно в космос Россия с 2025-го будет совершать до 115 пусков в год, отправляя на орбиту до 700 человек. Примерная стоимость полета оценивалась до $250 тыс.

Однако в апреле 2021 года Павел Пушкин, генеральный директор компании, сообщил о ликвидации предприятия. По его словам, причиной ликвидации «КосмоКурса» стали «непреодолимые трудности» в вопросах согласования строительства космодрома в Нижегородской области с местными властями. Кроме того, компания не смогла получить от Минобороны необходимую для проектирования суборбитальной ракеты документацию.

Поехали: космические деньги

Юлия Афросина, генеральный директор «Страны космического туризма», утверждает: в мире сформировался устойчивый спрос на космос. Туристы готовы отдать 850 тыс. руб. даже за иллюзорную возможность приблизиться к космосу. Компания последние 15 лет продает полеты в стратосферу на истребителе МиГ-29. «У туриста есть возможность увидеть чуточку черного космоса, он даже видит закругления Земли», – рассказывает бизнесвумен.

МиГ-29 поднимается на высоту около 20 км, а космос формально начинается в 100 км от поверхности Земли, но ни туристов, оплачивающих услугу, ни бизнесменов, взимающих деньги, это не останавливает. Туристы даже готовы отдать свои деньги за возможность увидеть старт ракеты с космодрома Байконур. Иностранцы и россияне оплачивают примерку скафандра, возможность посидеть в корабле «Союз», тренировку в Звездном городке, после которой – улететь не в космос, а пойти домой. Хотя бизнесмены от космоса предлагают своим клиентам за дополнительные 280 тыс. руб. испытать невесомость. Группу туристов максимум в 15 человек отправляют в полет на Ил-76 МДК («модифицированный дальний космос») – это летающая лаборатория для тренировочных полетов в условиях кратковременной невесомости.

«На нем тренируются космонавты. Полет осуществляется по параболе Кеплера: проще говоря, самолет набирает высоту в 9 тыс. м, а потом под углом 45 градусов пикирует до 6 тыс. м. И таких горок за все время полета – 10. Каждая горка – один режим невесомости. В этот момент турист парит, летит через весь самолет, от борта к борту, выполняет тройное сальто. Внутри самолет полностью обшит матами, поэтому турист не испытывает дискомфорта при окончании режима невесомости», – продолжает Ю. Афросина.

Р. Гареев утверждает, что полет в невесомости в летающей лаборатории можно сравнить с обычным перелетом на гражданском самолете, когда он лишается гравитации. «Такая искусственная невесомость длится не более 30 секунд во время крутого пике самолета», – говорит он.

В «Стране космического туризма» констатируют: туристов с тоской о космосе много, и поток этот с каждым годом только растет. Д. Шапиро объясняет это так: человечество на пути в космос ничто не может остановить, более того – он уверен, что земляне будут населять не только Землю.

«Мы движемся к тому, чтобы распространить наше пребывание во Вселенной и на другие небесные тела тоже. Уже сейчас планируются новые экспедиции на Луну и создание окололунных станций. Наверное, многие уже слышали о планах колонизации Марса. Пока там работают одни роботы, но это только самые первые шаги. Так что если мы считаем, что человечество – это мультипланетный вид, то тогда надо развивать и приветствовать любые исследования космоса, в том числе и туризм, который дает бесценный опыт пребывания за пределами Земли так называемых космонавтов-непрофессионалов», – считает он.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions