+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.10.2022 17:15:14
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Росморречфлот: внутренний водный транспорт развивается быстрее, чем заложено в федеральных программах

Грузопоток по российским водным артериям побил прошлогодний рекорд. За весь 2021 год он составил 110 млн т, а за 9 месяцев текущего – уже на 1,5 млн больше. В результате санкций меняются логистические потоки и грузы переориентируются на мультимодальные маршруты с участием железнодорожного транспорта и судов класса «река-море». Об этом сообщил на I Всероссийском морском конгрессе заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов. Чиновник также отметил, что в Транспортной стратегии до 2030 года уделено большое внимание повышению роли внутреннего водного транспорта. В ней заложен ожидаемый рост грузопотока в 2,5 раза и пассажирского потока в 2,5 раза. Но отрасль развивается быстрее. Например, в этом году возник поток наливных грузов в порт Кавказ по Волге из Саратова и Самары. Это произошло по международным причинам. А строительство автодороги Москва – Казань стало внутренней причиной для того, чтобы такие грузы, как щебень, стали переваливаться с железнодорожного и автотранспорта на волжские баржи.
Волга стала и одним из главных бенефициаров от запрета российским туристам отправляться в морские круизы за рубеж. Любители проводить отдых на воде перешли на великую русскую реку. В результате в курортный сезон на Волге количество круизных рейсов увеличивалось временами на 100 по сравнению с прошлым годом. И, по данным агентства, кораблестроители уже получили заявки на строительство для Великого волжского пути примерно сотни двухпалубных лайнеров вместимостью 400 человек или выше. И это – только от операторов, работающих на одной реке. А в России общая протяженность водных путей – 101 тыс. км.

Прирастают грузовыми и пассажирскими потоками сибирские водные артерии. «В нашей области нет полезных ископаемых в таком количестве, как у соседей, – сказал на форуме представитель Омской области при правительстве РФ Николай Новиков. – Зато у нас есть реки, которые во многих случаях являются безальтернативными транспортными артериями. И их развитие является приоритетной задачей. Хочется поблагодарить Росморречфлот за поддержку инициативы 8 регионов о создании нового консультативного органа, задача которого увеличить грузовую базу Оби и Иртыша».

Омская, Новосибирская, Томская и Тюменская области, Алтайский край, Кузбасс, ЯНАО и ХМАО в рамках экспертного совета при Росморречфлоте сейчас совместно занимаются анализом того, какие грузы могут быть переложены на речной флот по новым логистическим цепочкам. Среди грузов – зерно, древесина и нефтепродукты. В числе получателей – Казахстан и Китай.

Возвращаясь в европейскую часть России, мы видим, что если грузовые порты Балтики очевидно пострадали от западных санкций, то пассажирские причалы Санкт-Петербурга ощутимо выиграли. Как рассказала директор ГКУ «АВТ» Александра Бахмутовская, речные круизы в 2022 году уже в 2 раза выросли по количеству пассажиров и на 50% по числу рейсов. Наполняемость круизных судов поднялась в среднем до 350 человек. Внутри Северной столицы водными маршрутами воспользовалось более 2,5 млн пассажиров. Причем речь не только о традиционных экскурсиях по каналам, но и о водных путешествиях в Петергоф, Кронштадт, Ломоносов, крепость «Орешек»… Совместно с РЖД организован такой мультимодальный маршрут, как Москва – Кронштадт. Билеты на него продаются. В туристической навигации по водным артериям Санкт-Петербурга в этом году участвует 425 судов.

«Отрасль растет на глазах, но проблема в том, что парк судов стареет, многие – старше 40 лет, – говорит А. Бахмутовская. – Однопалубные суда быстро производятся и легко обновляются, но с двухпалубными и скоростными все значительно сложнее. В нашем городе весь флот частный, поэтому он должен окупаться. И без помощи государства операторы просто не рискнут заказывать дорогие суда, которые строятся длительное время».

«Государственная поддержка требуется и заказчикам круизных лайнеров, и их производителям, – соглашается директор по судоходной политике Российской палаты судоходства Анна Исаева. – Минпромторг поддерживает разработку крупнотоннажных судов. Это абсолютно разумно, потому что в первую очередь требуется обращать внимание на то, что мы еще, честно говоря, не научились делать. Круизные двухпалубные и скоростные корабли мы с технической точки зрения можем производить в нужном количестве уже сейчас. Что и делаем успешно. В этом году войдут в эксплуатацию шесть новых лайнеров минимум. Но чтобы использовать геополитические изменения с пользой для развития внутреннего водного туризма, таких кораблей нужно выпускать в разы больше».

Решения, которые можно принять для этого на государственном уровне, заключаются, например, в субсидировании нового кораблестроения, обнулении НДС, льготном страховании рисков.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions