+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.10.2021 16:52:53
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Примерка по карте: поместится ли Большой порт Санкт-Петербург в Усть-Луге?

Мы выехали в порт Усть-Луга и попытались на местности определить, куда и как будут размещать мощности Большого порта. О неминуемости этого переноса говорят еще со времен СССР – и каждый раз заявляют о его преждевременности. В этом году, после того как совладелец «Трансмашхолдинга» Андрей Бокарев передал соответствующее предложение президенту России Владимиру Путину, разговор перестал быть кулуарным.
Перенос порта: Ctrl+C – Ctrl+V

Строительство порта Санкт-Петербур­га началось с распоряжения императора Александра II в 1874 году. Строительство порта Усть-Луга стартовало в 1993-м, уже совсем в другом государстве и исходя совсем из других экономических требований. Сейчас этот порт в Леноблас­ти, как признаются стивидоры, технологичнее по сравнению со своим соседом. Причалов здесь всего 38, однако ротация идет быстрее: длина подходного канала порта Усть-Луга – почти 6 км, его глубина – 17,5 м. Для сравнения: протяженность подходного канала Большого порта – почти 30 км, а глубина – всего 14 м. Грузооборот порта Усть-Луга в первые 9 месяцев 2021 года превысил 80 млн т груза, а Большой порт за этот же период перевалил менее 50 млн т.

В обоих портах говорят о растущих показателях перевалки, причем оба они намерены и в этом году показать рост грузо­оборота.

То есть, на первый взгляд, стивидоры обоих портов не готовы к объединению. Более того, стивидоры Усть-Луги рассказывают на условиях анонимности, что они вообще не готовы делить портовые территории с партнерами из Большого порта. Впрочем, в начале сентября 2021-го ПАО «Объединенная химическая компания «Уралхим» Балтийского балкерного терминала (ББК) зарегистрировало в Кингисеппском районе дочернее предприятие. Участники рынка этот шаг оправдывают так: «Речи о переносе мощностей из одного порта в другой нет, но стартовали подготовительные процедуры».

А если подготовительные работы с некоторой долей вероятности начались, то есть возможность примерить, как один порт входит в другой. И как имеющаяся инфраструктура отреагирует на новые нагрузки.

Порт Усть-Луга: автомобильная и железнодорожная сеть

Грузы в порт доставляют и вывозят железнодорожным и автотранспортом, часть нефти и газа идет по трубопроводу. В 2020 году общий грузооборот Усть-Луги достиг 110 млн т. Из них 80 млн т прошло через Усть-Лужский железно­дорожный узел. Он ежедневно обслуживает по 65 пар поездов, то есть за сутки здесь перегружают почти 4 тыс. вагонов, или 90 т груза. Есть опыт работы на повышенных оборотах: диспетчеры до сих пор рассказывают, как однажды за сутки обработали по 9 тыс. вагонов, то есть железнодорожники одномоментно перегружали по три вагона в минуту.

Предел мощностей железнодорожного узла – 113 млн т. Согласно прошлогоднему отчету, грузооборот превысил 80 млн т, но перегружать в порту Усть-Луга могут и больше – резерв превышает 25 млн т.

Общая протяженность путей железнодорожного узла составляет более 327 км. Общая площадь – 930 га. Узел разделяют на две неравные части: грузовые станции и ст. Лужская-Сортировочная. Последнюю ввели в эксплуатацию 15 лет назад. Она размещена на 270 га.

Что касается грузовых станций Лужская-Южная, Лужская-Северная, Лужская-Неф­тяная и Лужская-Восточная, то последняя, например, начала принимать мин­удобрения в прошлом году, но строительные работы не окончены. Пока терминал – крупнейший в России, но после окончания строительства он станет крупнейшим в мире. Объем перевалки превысит 60 млн т в год.

Пятую грузовую станцию – Лужская-Генеральная – пока готовят к вводу в эксп­луатацию. Она состоит из двух терминалов, первый увеличит грузооборот порта на 25 млн т в год, второй – чуть меньше, на 8 млн т.

Цифровизация нефти и угля

Темные нефтепродукты (мазут различных марок и вакуумный газойль), а также светлые (бензин и нафта) и стабильный газовый конденсат принимает и перегружает на морские танкеры АО «Усть-Луга Ойл». Компания конкурентов в порту не имеет и даже не ждет их появления. Собственные мощности позволяют одновременно загружать три танкера дедвейтом до 300 тыс. т с производительностью до 800 тыс. т в час. В 33 резервуара АО «Усть-Луга Ойл» одновременно сливают до 526 вагонов-цистерн. Светлыми нефтепродуктами занято 11 резервуаров по 30 тыс. куб. м, и еще 22 резервуара для темных, их суммарный объем – 630 тыс. куб. м. За сутки терминал в среднем обрабатывает около 80 тыс. т.

«Одно из наших преимуществ перед возможными конкурентами – разгрузка и погрузка идет посредством АСУ, которую специально разработали под задачи компании», – рассказывает Владимир Корженко, начальник отдела логистики компании АО «Усть-Луга Ойл».

Всеми процессами выгрузки нефтепродуктов из вагонов, приемом в резервуарные парки и отгрузкой на танкеры управляют пять операторов. Каждый из них контролирует состояние груза в резервуарах: его количество, плотность, температуру – и управляет технологическим оборудованием. Также оператор управляет насосами и запорной арматурой.

Как рассказывает В. Корженко, АСУ стивидоров объединена с АСУ железнодорожной компании. Впрочем, в порту Усть-Луга все стивидоры уже имеют общие АСУ, цифровое объединение началось здесь в 2017 году с договоренности об открытости и полном доверии. Уже через год, в 2018-м, технология заработала. И результаты синергии ошеломили даже участников: в 2017-м, в летний период, перерабатывающая способность угольного терминала была на уровне 737 вагонов в сутки, но давались они с трудом.

А сегодня перерабатывающая способность угольного терминала составляет свыше 1 тыс. вагонов. Более того, транспортники перегружают уголь, ориентируясь на его марку.

Мощность угольного терминала (по проекту она всего 12 млн т) благодаря цифровым технологиям выросла до 26 млн т. Технология позволяет железнодорожникам отслеживать загрузку склада и даже планы стивидоров по фрахту судов и погрузке судовых партий. Стивидоры же видят не только железнодорожную погрузку и время фактического прибытия вагона, они видят планы – когда вагон перевалят и число вагонов в очереди.

Стивидоры отмечают, что автоматизированная система управления полностью исключает участие человека в перевалке грузов. Вагоны перегружают как игрушки. Их просто переворачивают, а уголь ссыпают в резервуар. АСУ сама, без участия машиниста, управляет маневровыми тепловозами, они совершают надвиг и роспуск состава с горки.

Начало. Признаки

Стивидоры Большого порта Санкт-Петербург отмечают, что споры о переносе порта за территорию города идут уже 20 лет. И, вполне возможно, и в этот раз закончатся ничем. В порту Усть-Луга заявляют, что если решение о переносе мощностей будет положительным, то следом будет принято решение о развитии имеющейся инфраструктуры – и железно­дорожной, и автомобильной, и, возможно, авиа. Да, согласно утвержденному генплану, к 2050 году в порту Усть-Луга будет построена авиационная площадка.

Если перенос портовых мощностей состоится, то в порту Усть-Луга построят не только причалы, вокруг него появятся и города-спутники – часть земель припортовой зоны имеют сельскохозяйственный статус, однако земли бывших совхозов в сельхозоборот уже вернуть нельзя.

Сегодня все замерли в ожидании. «Пока нет правил игры, нет стратегии. Бизнес делает ходы. Но это еще не говорит о том, что переезд состоится», – отметил один из участников рынка.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions