+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.04.2020 14:55:10
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Порты Латвии переориентируются на индустриальное производство

Грузооборот портов Латвии продолжает падение. Даже если не учитывать показатели марта в связи с влиянием эпидемии на всю мировую экономику, уже в январе – феврале 2020 года грузооборот сократился на 30,2% по сравнению с январем – февралем 2019-го, до 7,98 млн т, о чем свидетельствуют данные Министерства сообщений.
В частности, продолжается рекорд падения в сегменте насыпных грузов в связи со снижением тоннажа российского экспортного угля и минеральных удобрений. Падение ощущают все порты, больше всего – Вентспилсский порт с 2,68 млн т (-38,8%), на втором месте находится Рижский порт с 4 млн т (-27,8%). На третьем – Лиепайский порт с 993,2 тыс. т (-16%). Как следствие такой грузовой конъюнктуры порты переориентируются на мультифункциональность: работу с разными видами груза и развитие индустриальных зон.

Управляющий Рижским свободным портом Ансис Зелтиньш утверждает, что видит перспективу развития именно в том, что порт станет мультифункциональным. «Это относится в первую очередь к терминалам, которые могут обрабатывать разные виды груза (что сейчас и происходит). Но это также означает и индустриализацию территорий порта. Политику индустриализации портовой зоны можно назвать трендом последних лет», – рассказал управляющий. Порты по закону имеют статус особой экономической зоны, что дает латвийским производствам налоговые и таможенные преимущества.

Массовое размещение производственных предприятий на территории порта – не новое решение. Заместитель управляющего Вентспилсского свободного порта Игорь Удодов подтвердил, что порт уже почти 20 лет развивается сразу в двух направлениях: «Мы администрируем территорию, чтобы и промышленные предприниматели, и терминалы чувствовали себя комфортно. Для этого мы развиваем индустриальный сектор на базе около 700 га свободных территорий в припортовой зоне». Этот процесс порт начал в 2001 году, и к сегодняшнему дню прогресс в этой области позволил Вентспилсу стать третьим по уровню индустриального развития городом в Латвии, хотя и начинал он с последних позиций. Как утверждает И. Удодов, благодаря развитию порта индустриальный сектор в городе вырос в 40–50 раз.

А. Зелтиньш отметил, что не считает подобный процесс специфической стратегией только латвийских портов. Однако, по словам экперта, в данный момент действительно меняется вектор развития и для Рижского порта: «У нас есть запас территорий, большая часть которых вряд ли будет связана с перевалкой грузов и обработкой судов. Это дает нам возможность размещать заводы на данной территории». При этом руководство порта стремится сохранить синергию с основной деятельностью, то есть сотрудничать с теми компаниями, которые будут задействовать мощности порта для своей логистики.

Вентспилсский свободный порт, напротив, сотрудничает с большим спектром предприятий. В частности, по словам заместителя управляющего порта, это не только латвийские предприятия, в порту есть компании почти из каждой страны, имеющих выход к Балтийскому морю (Россия, Германия, Швеция, Дания и т. д.). Порт открыт для компании любой сферы деятельности. Тем не менее индустриальная зона остается сферой развития, которая не только живет своей жизнью, но и помогает порту с грузами, ведь многие предприятия свой экспорт проводят через паромную линию Вентспилсского порта. «Я могу сказать, что мы уже больше индустриальная зона, чем порт», – добавляет И. Удодов.

Хотя и свою традиционную сферу деятельности портовики не забрасывают и обещают развивать. Терминалы модернизируются, обработка судов продолжается, хотя в данный момент порты встали перед серьезным вызовом – потерей российских энергетических грузов. «Если российский груз уйдет полностью, то порт, конечно, продолжит свою деятельность, но изменится ее специфика. Пока же у нас 70–80% – это российские грузы. И от сотрудничества в этом поле мы отказаться не можем», – подчеркнул И. Удодов.

Рассмотрим конъюнктуру грузопотоков, проходящих через Рижский свободный порт. А. Зелтиньш отметил, что 50% грузовой базы – это все еще российские отправления. «Мы были, есть и будем транзитным портом. Основная часть грузов, которая проходит через Рижский порт, не связана с Латвийским импортом или экспортом, она идет транзитом, – утверждает А. Зелтиньш. – Но это не только уголь! Объем энергетических грузов в порту на данный момент действительно продолжает падать, это связано с экономическими, политическими и другими факторами. Однако другие категории грузов (например, зерно, зернопродукты, древесина и древесная продукция) продолжают расти уже 5 лет подряд». Действительно, более всего в отчетном периоде в трех крупных портах страны за первые 2 месяца года перевалили насыпных грузов – 3,57 млн т, хотя и здесь было зафиксировано падение на 47%. В том числе угля обработали 831,2 тыс. т (-76,7%), зерна и продуктов из него – 716,2 тыс. т (-17,7%), химических грузов – 346,2 тыс. т (-21%), щепы – 447,6 тыс. т (+6,3%). Вполне вероятно, что стратегия развития индустриальных зон действительно в скором времени станет основной для портов Латвии.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions