+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.08.2019 09:27:00
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Малая авиация в ожидании Байкала

В Минпромторге рассчитывают на то, что серийное производство воздушного судна ТВС-2ДТС начнется в 2022 году.
О реализации проекта создания легкого многоцелевого самолета ТВС-2ДТС «Байкал» для местных авиалиний говорилось 16 августа на встрече министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова с губернатором Бурятии Алексеем Цыденовым. По словам главы Минпромторга, к настоящему времени подготовлен проект технического задания на разработку воздушного судна. Производство серийных образцов будет развернуто на базе АО «Улан-Удэнский авиационный завод» (УУАЗ; входит в холдинг «Вертолеты России») с 2022 года.

«Байкал» должен прийти на смену самолетам Ан-2, которые выпускались с 1947 года и долгое время являлись основой отечественной малой авиации. Сегодня в России в состоянии летной годности находится порядка 300 воздушных судов этой серии, но они постепенно списываются.

«У ТВС-2ДТС очень хороший потенциал. В его использовании заинтересованы субъекты Дальневосточного федерального округа, – рассказал глава Бурятии. – Мы провели опрос губернаторов России, и все регионы Сибири, Арктики, Дальнего Востока говорят: дайте нам этот самолет». Кроме того, уточнил он, есть интерес со стороны международных покупателей, например из Латинской Америки.

Проект самолета ТВС-2ДТС разработан Сибирским научно-исследовательским институтом авиации им. С. А. Чаплыгина (СибНИА). В апреле 2018 года состоялся показ опытного образца. Как продемонстрировали экспериментальные полеты, новинка способна работать в условиях низких температур, осуществлять взлет и посадку на короткие грунтовые взлетно-посадочные полосы с низкой плотностью покрытия.

Контракт на поставку новой техники с УУАЗ подписала компания «Полярные авиалинии» из Якутии. Однако процесс создания ТВС-2ДТС затянулся. Первые самолеты Улан-Удэнский завод намерен передать в эксплуатацию в конце 2022 года, тогда как ранее это планировалось сделать в 2021-м. Ситуация с «Байкалом» обсуждалась во время посещения в июле авиапредприятия вице-премьером РФ Юрием Трутневым. Тогда для успешного воплощения проекта самолета ТВС-2ДТС предлагалось сформировать дорожную карту, где будут прописаны все мероприятия со сроками их реализации: когда завершится разработка документации, будут получены необходимые сертификаты, пройдут экспертизы. «Нужно сопровождать каждый шаг для того, чтобы проект был успешным. Пока мы двигаемся медленно, нужно ускорить процесс», – заявил вице-премьер.

Впрочем, нет гарантий, не исключает вице-спикер парламента Якутии Виктор Губарев, что и к новому сроку «Байкал» будет представлен арктическим регионам. «Как быть населению сегодня. К примеру, в прибрежные арктические районы Якутии только 1 раз в месяц летает вертолет. Самолетов нет, как и авиаплощадок для них. Поэтому обоснованно предложение модернизировать самолеты Ан-2 и продлить срок их эксплуатации», – говорит В. Губарев.

Несколько лет СибНИА реализует проект по модернизации Ан-2 посредством замены штатной силовой установки на газотурбинный двигатель TPE331-12 производства американской Honeywell Inc. Изменения затронули другие узлы машины, а также салон вместимостью до 12 человек, который стал более комфортным. Этот модернизированный самолет получил обозначение ТВС-2МС. По сравнению с предшественником максимальная дальность полета судна возросла в 1,5 раза (более 1,2 тыс. км), а максимальная высота увеличилась вдвое – до 4 тыс. м. За счет замены двигателя машина стала более экономичной: как отмечают в СибНИА, расход топлива на 10% меньше, чем у Ан-2. Сегодня эксплуатантами судна является ряд компаний, в том числе «Аэросервис» из Забайкальского края. Сегодня ТВС-2МС перевозчика обеспечивает достаточно широкую маршрутную сеть. «Самолет показывает себя положительно, у экипажа в принципе замечаний нет», – рассказал заместитель гендиректора ООО «Аэросервис» Павел Криницын. По его словам, кроме ТВС-2МС компания рассматривала другие варианты обновления флота. В частности, за счет приобретения американского легкого одномоторного самолета Cessna Caravan. «Эта машина хорошая, пользуется спросом. Но для наших регионов она не совсем приемлема. Чем хорош Ан-2, он может летать практически на любые площадки. Cessna же избирательна», – говорит П. Криницын.

Последовать примеру «Аэросервиса» собираются в других регионах Дальневосточного федерального округа. Как сообщил заместитель директора ОГУП «Авиация Колымы» Максим Старцев, в Магаданской области сейчас идет развитие инфраструктуры для малой авиации. Упор делается на создание и обновление посадочных площадок для небольших самолетов в Сусумане, Ягодном и Сеймчане. Для полетов будут приобретены два ТВС-2МС. О планах по покупке этой машины информировали и в правительстве Хабаровского края.

Модернизация Ан-2 – перспективное направление, поскольку советские самолеты довольно неприхотливы, их шасси позволяют садиться даже на неподготовленный грунт. В то же время большие надежды перевозчиков связаны с самолетом «Байкал». «ТВС-2МС, который мы сейчас эксплуатируем, – это глубоко модернизированный Ан-2. «Байкал» – это уже другая машина. Но хотелось, чтобы он вобрал в себя все то лучшее и надежное, что было в советском самолете», – отметил П. Криницын.

Потенциальные эксплуатанты обсуждают с производителем конфигурацию судна. Если заявляемые взлетно-посадочные характеристики устраивают перевозчиков, то по другим параметрам возникают вопросы. К примеру, у «Байкала» рекордная для самолета такого типа максимальная дальность полета – 4 тыс. км. «Нам представляется это излишней характеристикой, это все приведет к утяжелению самолета. Он далеко летит, но нужно ли это? Для наших районов самолет должен быть простым в эксплуатации и в то же время достаточно крепким, с нормальным мощным двигателем, современной авионикой», – перечисляют в компании «Аэросервис».

В «Полярных авиалиниях» напомнили, что у ТВС-2ДТС запроектирован американский двигатель Honeywell TPE331-12UAN. Необходимо, подчеркивают в компании, чтобы производство данных агрегатов осуществлялось и в России. В руководстве «Полярных авиалиний» также предлагают принять программу льготного лизинга новых воздушных судов «Байкал» и Ил-114-300 (этот самолет должен прийти на смену устаревшим Ан-24 и Ан-26) за счет предоставления субсидий из федерального бюджета Государственной транспортной лизинговой компании.

Стоит сказать, в конце июля состоялось заседание комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, на котором были рассмотрены механизмы господдержки по обновлению авиапарка. «Принято решение постоянного комитета, которое предусматривает все необходимые меры по решению вопросов эксплуатации, созданию сервиса воздушных судов и т. д. – сообщил В. Губарев. – Важно, что в итоговом документе конкретно обозначен вопрос финансирования для приобретения воздушных судов: будет установлен повышающий поправочный коэффициент к размеру субсидии, которая будет представляться из федерального бюджета российским авиакомпаниям, осуществляющим внутренние, региональные, местные воздушные перевозки на территории Арктической зоны РФ и ДФО».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions