+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.08.2019 09:27:00
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Малая авиация в ожидании Байкала

В Минпромторге рассчитывают на то, что серийное производство воздушного судна ТВС-2ДТС начнется в 2022 году.
О реализации проекта создания легкого многоцелевого самолета ТВС-2ДТС «Байкал» для местных авиалиний говорилось 16 августа на встрече министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова с губернатором Бурятии Алексеем Цыденовым. По словам главы Минпромторга, к настоящему времени подготовлен проект технического задания на разработку воздушного судна. Производство серийных образцов будет развернуто на базе АО «Улан-Удэнский авиационный завод» (УУАЗ; входит в холдинг «Вертолеты России») с 2022 года.

«Байкал» должен прийти на смену самолетам Ан-2, которые выпускались с 1947 года и долгое время являлись основой отечественной малой авиации. Сегодня в России в состоянии летной годности находится порядка 300 воздушных судов этой серии, но они постепенно списываются.

«У ТВС-2ДТС очень хороший потенциал. В его использовании заинтересованы субъекты Дальневосточного федерального округа, – рассказал глава Бурятии. – Мы провели опрос губернаторов России, и все регионы Сибири, Арктики, Дальнего Востока говорят: дайте нам этот самолет». Кроме того, уточнил он, есть интерес со стороны международных покупателей, например из Латинской Америки.

Проект самолета ТВС-2ДТС разработан Сибирским научно-исследовательским институтом авиации им. С. А. Чаплыгина (СибНИА). В апреле 2018 года состоялся показ опытного образца. Как продемонстрировали экспериментальные полеты, новинка способна работать в условиях низких температур, осуществлять взлет и посадку на короткие грунтовые взлетно-посадочные полосы с низкой плотностью покрытия.

Контракт на поставку новой техники с УУАЗ подписала компания «Полярные авиалинии» из Якутии. Однако процесс создания ТВС-2ДТС затянулся. Первые самолеты Улан-Удэнский завод намерен передать в эксплуатацию в конце 2022 года, тогда как ранее это планировалось сделать в 2021-м. Ситуация с «Байкалом» обсуждалась во время посещения в июле авиапредприятия вице-премьером РФ Юрием Трутневым. Тогда для успешного воплощения проекта самолета ТВС-2ДТС предлагалось сформировать дорожную карту, где будут прописаны все мероприятия со сроками их реализации: когда завершится разработка документации, будут получены необходимые сертификаты, пройдут экспертизы. «Нужно сопровождать каждый шаг для того, чтобы проект был успешным. Пока мы двигаемся медленно, нужно ускорить процесс», – заявил вице-премьер.

Впрочем, нет гарантий, не исключает вице-спикер парламента Якутии Виктор Губарев, что и к новому сроку «Байкал» будет представлен арктическим регионам. «Как быть населению сегодня. К примеру, в прибрежные арктические районы Якутии только 1 раз в месяц летает вертолет. Самолетов нет, как и авиаплощадок для них. Поэтому обоснованно предложение модернизировать самолеты Ан-2 и продлить срок их эксплуатации», – говорит В. Губарев.

Несколько лет СибНИА реализует проект по модернизации Ан-2 посредством замены штатной силовой установки на газотурбинный двигатель TPE331-12 производства американской Honeywell Inc. Изменения затронули другие узлы машины, а также салон вместимостью до 12 человек, который стал более комфортным. Этот модернизированный самолет получил обозначение ТВС-2МС. По сравнению с предшественником максимальная дальность полета судна возросла в 1,5 раза (более 1,2 тыс. км), а максимальная высота увеличилась вдвое – до 4 тыс. м. За счет замены двигателя машина стала более экономичной: как отмечают в СибНИА, расход топлива на 10% меньше, чем у Ан-2. Сегодня эксплуатантами судна является ряд компаний, в том числе «Аэросервис» из Забайкальского края. Сегодня ТВС-2МС перевозчика обеспечивает достаточно широкую маршрутную сеть. «Самолет показывает себя положительно, у экипажа в принципе замечаний нет», – рассказал заместитель гендиректора ООО «Аэросервис» Павел Криницын. По его словам, кроме ТВС-2МС компания рассматривала другие варианты обновления флота. В частности, за счет приобретения американского легкого одномоторного самолета Cessna Caravan. «Эта машина хорошая, пользуется спросом. Но для наших регионов она не совсем приемлема. Чем хорош Ан-2, он может летать практически на любые площадки. Cessna же избирательна», – говорит П. Криницын.

Последовать примеру «Аэросервиса» собираются в других регионах Дальневосточного федерального округа. Как сообщил заместитель директора ОГУП «Авиация Колымы» Максим Старцев, в Магаданской области сейчас идет развитие инфраструктуры для малой авиации. Упор делается на создание и обновление посадочных площадок для небольших самолетов в Сусумане, Ягодном и Сеймчане. Для полетов будут приобретены два ТВС-2МС. О планах по покупке этой машины информировали и в правительстве Хабаровского края.

Модернизация Ан-2 – перспективное направление, поскольку советские самолеты довольно неприхотливы, их шасси позволяют садиться даже на неподготовленный грунт. В то же время большие надежды перевозчиков связаны с самолетом «Байкал». «ТВС-2МС, который мы сейчас эксплуатируем, – это глубоко модернизированный Ан-2. «Байкал» – это уже другая машина. Но хотелось, чтобы он вобрал в себя все то лучшее и надежное, что было в советском самолете», – отметил П. Криницын.

Потенциальные эксплуатанты обсуждают с производителем конфигурацию судна. Если заявляемые взлетно-посадочные характеристики устраивают перевозчиков, то по другим параметрам возникают вопросы. К примеру, у «Байкала» рекордная для самолета такого типа максимальная дальность полета – 4 тыс. км. «Нам представляется это излишней характеристикой, это все приведет к утяжелению самолета. Он далеко летит, но нужно ли это? Для наших районов самолет должен быть простым в эксплуатации и в то же время достаточно крепким, с нормальным мощным двигателем, современной авионикой», – перечисляют в компании «Аэросервис».

В «Полярных авиалиниях» напомнили, что у ТВС-2ДТС запроектирован американский двигатель Honeywell TPE331-12UAN. Необходимо, подчеркивают в компании, чтобы производство данных агрегатов осуществлялось и в России. В руководстве «Полярных авиалиний» также предлагают принять программу льготного лизинга новых воздушных судов «Байкал» и Ил-114-300 (этот самолет должен прийти на смену устаревшим Ан-24 и Ан-26) за счет предоставления субсидий из федерального бюджета Государственной транспортной лизинговой компании.

Стоит сказать, в конце июля состоялось заседание комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, на котором были рассмотрены механизмы господдержки по обновлению авиапарка. «Принято решение постоянного комитета, которое предусматривает все необходимые меры по решению вопросов эксплуатации, созданию сервиса воздушных судов и т. д. – сообщил В. Губарев. – Важно, что в итоговом документе конкретно обозначен вопрос финансирования для приобретения воздушных судов: будет установлен повышающий поправочный коэффициент к размеру субсидии, которая будет представляться из федерального бюджета российским авиакомпаниям, осуществляющим внутренние, региональные, местные воздушные перевозки на территории Арктической зоны РФ и ДФО».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions