• Ставка на полувагон
    1975
    -3.8 %
    руб./сут.
    август 2019
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2019Г. - 64 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 65.6 0 EUR ЦБ РФ 72.62 0
    BTC 10138.91 usd BTC 668965.28 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.06.2019 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Кружность превращается в доходность

Приказ Минтранса России, посвященный порядкам расчета кратчайших расстояний при железнодорожных перевозках, принятый в конце прошлого года, прошел для деловой прессы незамеченным. А вот грузовладельцы уже ощутили его последствия в виде роста транспортных издержек в I полугодии 2019 года.
Кружность превращается в доходность
Одной из особенностей Тарифного руководства № 10-01, которое было принято в условиях социалистической плановой экономики, было стремление к рациональности и экономичности работы МПС. В частности, это выражалось в требовании к железнодорожникам рассчитывать размер провозного тарифа по кратчайшему расстоянию между точками погрузки и выгрузки. По мысли отцов плановой экономики, это должно было стимулировать транспортников к эффективности, одновременно снижая издержки грузоотправителей.

На практике все, конечно, было не так гладко, потому что инфраструктурные проблемы на сети железных дорог СССР или России существовали всегда. И проблему кружности перевозок, то есть несоответствия тарифного и реального расстояния, признавали во времена социализма. Признавали и боролись, хотя для социалистической экономики, возможно, несоответствие тарифных ставок и издержек перевозчика было не так заметно, как в условиях рынка. Тем не менее отказать создателям такой системы в логике и справедливой обоснованности расчетов было нельзя. Она давала ясность расчета стоимости перевозки как для грузовладельцев, так и для железнодорожников.
МПС постепенно превратилось в ОАО «РЖД», и проблема кружности стала наиболее вопиющей после реализации программы реконструкции главного хода Октябрьской железной дороги под скоростное движение, когда по ней стали по принципу шаттлов курсировать модернизированные составы ЭР200 и сделанный под высокие скорости пассажирский поезд «Тверской экспресс». Железнодорожники возили коммерсантам грузы из Петербурга в Москву через Бабаево, Кошту и Сонково, а деньги получали, как будто везли через Бологое и Поповку. Это было и несправедливо, и нерентабельно.

Соответственно, после анализа убыточности такого положения для ОАО «РЖД» и была подготовлена первая редакция приказа Минтранса, который регулирует особенности определения кратчайших расстояний при перевозке грузов по отдельным участкам сети железных дорог. Приказ содержал перечень станций, которые не подпадали под принцип кратчайшего расстояния, и практика расчета тарифной ставки использовала фактическое необходимое для перевозки расстояние.

За прошедшие 10 лет зона действия приказа и перечень станций, где не действует принцип расчета кратчайшего расстояния, все время расширялись. Туда вносились станции в пределах города Москвы, черноморских курортов, грузонапряженных направлений с дефицитом пропускной способности инфраструктуры. Последняя редакция приказа еще более расширила перечень исключений, добавив при этом п. 21, в котором говорится, что «при проследовании грузов по альтернативным маршрутам, расстояния которых не превышают кратчайших расстояния, установленным в пунктах № …, за кратчайшее расстояние принимается фактическое расстояние перевозки».

В весеннем интервью для корпоративной газеты ОАО «РЖД» заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев, рассказывая о своих задачах на 2019 год, рассказал: «Наши производственные процессы по объективным причинам реализуются по различным алгоритмам. Так, например, перевозка может быть осуществлена по кратчайшему маршруту или же занять продолжительное время ввиду кружности маршрута. Стоимость перевозки для компании изменится. Поэтому в процессах, имеющих «развилки», необходимо установить факторы, приводящие к отклонениям в объемах и качестве услуг, далее сформировать перечень всех возможных вариантов реализации процесса, проанализировать и стандартизировать допустимые из них».

Таким образом, даже в госкомпании признают, что «стандартизировать допустимые алгоритмы» еще только предстоит. В ОАО «РЖД» до конца года планируют сформировать имеющуюся базу процессов как есть, и только потом приступить к работе по моделированию наиболее оптимальных процессов деятельности на базе собранных данных. Итогом такой работы должна стать цифровая процессная модель деятельности холдинга, обеспечивающей контроль за стоимостью продуктового портфеля, трудозатратами и издержками.

Что это означает? То, что сегодня процесс определения стоимости провоза по тем или иным участкам железных дорог не является безупречным с точки зрения прозрачности.

Понятно, что такая ситуация выгодна для монополии и, может быть, определенных операторов и грузоотправителей, но невыгодна для системы в целом. Почему невыгодна, полагаю, не требуется объяснять.



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Какой будет отрасль грузоперевозок в будущем? Свой прогноз даст маркетинговое агентство MegaResearch

Какой будет отрасль грузоперевозок в будущем? Свой прогноз даст маркетинговое агентство MegaResearch
Специалисты маркетингового агентства Mega Research в рамках 5-й международной конференции «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности» презентуют анализ рынка магистральных автомобильных грузоперевозок и дадут прогноз развития рынка на ближайшие 3 года.
РЖД-Партнер

В 2017 году грузопоток через погранпереход Тересполь – Брест по маршруту Нового шелкового пути вырос на 38,6%

В 2017 году грузопоток через погранпереход Тересполь – Брест по маршруту Нового шелкового пути вырос на 38,6%
В минувшем году по маршруту Нового шелкового пути, следующему через пограничный переход между Польшей и Белоруссией Тересполь – Брест, было перевезено 1,3 млн т грузов, что на 38,6% выше результата 2016-го. Об этом рассказал начальник отдела международных вопросов бюро коммерческой политики PKP Cargo Станислав Войтович на ХХVII Пленарном заседании международной ассоциации «Координационный совет по транссибирским перевозкам».
РЖД-Партнер

Открыт грузовой железнодорожный маршрут из китайского порта Инкоу в Белоруссию

Открыт 3-й по счету прямой железнодорожный грузовой маршрут, соединяющий китайский порт Инкоу с Европой. Открытие маршрута Инкоу /пров. Ляонин, Северо-Восточный Китай/ - станция Центролит / Белоруссии/ протяженностью 8834 км - это мера Инкоу по участию в реализации стратегии "пояса и пути", пишет ИА "Синьхуа". 


  1. ОАО «РЖД» разрешило досрочно (телеграмма № 15099/ЦФТО от 24.06.2019 г.), за полгода до вступления в силу приказа Минтранса (№ 66 от 04.03.2019 г.), перевозить некоторые виды скоропортящихся грузов в универсальных контейнерах вместо рефрижераторов. Позволит ли это решение привлечь новые грузы на железную дорогу и как этот шаг отразится на работе операторов?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort