+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.06.2019 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Кружность превращается в доходность

Приказ Минтранса России, посвященный порядкам расчета кратчайших расстояний при железнодорожных перевозках, принятый в конце прошлого года, прошел для деловой прессы незамеченным. А вот грузовладельцы уже ощутили его последствия в виде роста транспортных издержек в I полугодии 2019 года.
Одной из особенностей Тарифного руководства № 10-01, которое было принято в условиях социалистической плановой экономики, было стремление к рациональности и экономичности работы МПС. В частности, это выражалось в требовании к железнодорожникам рассчитывать размер провозного тарифа по кратчайшему расстоянию между точками погрузки и выгрузки. По мысли отцов плановой экономики, это должно было стимулировать транспортников к эффективности, одновременно снижая издержки грузоотправителей.

На практике все, конечно, было не так гладко, потому что инфраструктурные проблемы на сети железных дорог СССР или России существовали всегда. И проблему кружности перевозок, то есть несоответствия тарифного и реального расстояния, признавали во времена социализма. Признавали и боролись, хотя для социалистической экономики, возможно, несоответствие тарифных ставок и издержек перевозчика было не так заметно, как в условиях рынка. Тем не менее отказать создателям такой системы в логике и справедливой обоснованности расчетов было нельзя. Она давала ясность расчета стоимости перевозки как для грузовладельцев, так и для железнодорожников.
МПС постепенно превратилось в ОАО «РЖД», и проблема кружности стала наиболее вопиющей после реализации программы реконструкции главного хода Октябрьской железной дороги под скоростное движение, когда по ней стали по принципу шаттлов курсировать модернизированные составы ЭР200 и сделанный под высокие скорости пассажирский поезд «Тверской экспресс». Железнодорожники возили коммерсантам грузы из Петербурга в Москву через Бабаево, Кошту и Сонково, а деньги получали, как будто везли через Бологое и Поповку. Это было и несправедливо, и нерентабельно.

Соответственно, после анализа убыточности такого положения для ОАО «РЖД» и была подготовлена первая редакция приказа Минтранса, который регулирует особенности определения кратчайших расстояний при перевозке грузов по отдельным участкам сети железных дорог. Приказ содержал перечень станций, которые не подпадали под принцип кратчайшего расстояния, и практика расчета тарифной ставки использовала фактическое необходимое для перевозки расстояние.

За прошедшие 10 лет зона действия приказа и перечень станций, где не действует принцип расчета кратчайшего расстояния, все время расширялись. Туда вносились станции в пределах города Москвы, черноморских курортов, грузонапряженных направлений с дефицитом пропускной способности инфраструктуры. Последняя редакция приказа еще более расширила перечень исключений, добавив при этом п. 21, в котором говорится, что «при проследовании грузов по альтернативным маршрутам, расстояния которых не превышают кратчайших расстояния, установленным в пунктах № …, за кратчайшее расстояние принимается фактическое расстояние перевозки».

В весеннем интервью для корпоративной газеты ОАО «РЖД» заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев, рассказывая о своих задачах на 2019 год, рассказал: «Наши производственные процессы по объективным причинам реализуются по различным алгоритмам. Так, например, перевозка может быть осуществлена по кратчайшему маршруту или же занять продолжительное время ввиду кружности маршрута. Стоимость перевозки для компании изменится. Поэтому в процессах, имеющих «развилки», необходимо установить факторы, приводящие к отклонениям в объемах и качестве услуг, далее сформировать перечень всех возможных вариантов реализации процесса, проанализировать и стандартизировать допустимые из них».

Таким образом, даже в госкомпании признают, что «стандартизировать допустимые алгоритмы» еще только предстоит. В ОАО «РЖД» до конца года планируют сформировать имеющуюся базу процессов как есть, и только потом приступить к работе по моделированию наиболее оптимальных процессов деятельности на базе собранных данных. Итогом такой работы должна стать цифровая процессная модель деятельности холдинга, обеспечивающей контроль за стоимостью продуктового портфеля, трудозатратами и издержками.

Что это означает? То, что сегодня процесс определения стоимости провоза по тем или иным участкам железных дорог не является безупречным с точки зрения прозрачности.

Понятно, что такая ситуация выгодна для монополии и, может быть, определенных операторов и грузоотправителей, но невыгодна для системы в целом. Почему невыгодна, полагаю, не требуется объяснять.



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions