+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.10.2020 17:12:00
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Погрузка РЖД в сентябре качнулась в сторону минуса

Влияние отложенного спроса исчерпало свой ресурс на погрузку РЖД: она в сентябре 2020 года снова стала терять динамику – погружено 105,2 млн т, что на 0,7% меньше, чем за аналогичный период 2019-го.
Следует иметь в виду: сравнение сейчас идет с тем месяцем, когда не срабатывает эффект низкой грузовой базы. Поэтому данные статистики при анализе приходится коррелировать с событиями 2019 года.

Напомним, что в августе и также в октябре – декабре прошлого года отмечалось заметное снижение динамики погрузки. А вот сентябрь внес поправку в сложившийся тренд. Это произошло потому, что сеть плохо ехала в конце лета. И часть отправок сместилась на следующий месяц, когда удалось добиться небольшого сокращения порожних пробегов.

Кроме того, прибавку обеспечил уголь: на внутренних маршрутах ТЭЦ стали пополнять запасы топлива, а на дальневосточном направлении освободились площадки для накопления судовых партий угля на экспорт. Ранее там образовались брошенные поезда. Затем их стали поднимать, что и вызвало сгущение вагонопотоков в сторону угольных причалов. Складские рокировки в итоге и привели к повышению динамики погрузки.

Угольный вопрос
В текущем году у РЖД такой палочки-выручалочки не оказалось. И динамика погрузки продемонстрировала прежнюю привычку – проседать. Тем не менее угольщики показали неплохой результат.

Во-первых, в сентябре 2020 года погрузка угля снизилась всего на 1% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. А это был, напомним, в 2019-м своего рода пиковый период.

Во-вторых, если сравнивать с динамикой за 9 месяцев, то сейчас она на 6,3 п. п. выше, что указывает на оживление рынка. По данным экспертов, отмечается интерес к углю в странах АТР. И если бы не внесение поправок в процедуры контроля сырья в Китае, которое привело к задержкам поездов на железнодорожных погранпереходах, то статистика могла оказаться даже лучше, чем сейчас.

В-третьих, по данным Argus, запасы угля в ЕС сократились, что вызвало его подорожание в Северо-Западной Европе к концу сентября примерно на 15% по сравнению с августом. А значит, его стали чуть больше отправлять по железной дороге и через порты Северо-Запада РФ. Правда, последний тренд нельзя назвать устойчивым: под влиянием геополитики в ЕС в 2020 году стали переориентировать логистику с российского угля на другие рынки. И наступили грабли: забастовки на одном из крупных угледобывающих предприятий Колумбии привели к снижению накопления сырья на складах.

Российский уголь может легко заполнить освободившуюся нишу. Но тут еще вопрос в цене транспортной составляющей. Напомним, что недавно ОАО «РЖД» отменило скидки на экспорт угля через порты Северо-Запада РФ. И это сейчас оказалось весьма некстати, считают эксперты.

Так что прибавка в экспорте в Европу может проявиться только по итогам следующего месяца – но уже в связи с открытием движения через мурманский мост. Туда сейчас интенсивно пошел уголь: свою роль играет тут возможность его отправки сырья балкерами типа кейпсайз, которые способен принимать на Северо-Западе только порт в Мурманске.

Нефть тонет
Основная причина негативной динамики на сети – снижение погрузки нефти и нефтепродуктов в сентябре на 14,5%. По сравнению со сводным результатом за 9 месяцев РЖД ухудшили показатель на 4,9 п. п.

Причина падения – то, что по соглашению ОПЕК+ о сокращении добычи нефти, которое действует с мая 2020 года, РФ должна снизить ее на 10% в годовом исчислении. Причем поскольку ранее нефтяники не очень-то тормозили, то сейчас придется ужаться в большем количестве.
Действительно, добыча нефти и газового конденсата в России в сентябре 2020-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 12%. Это следует из данных ЦДУ ТЭК.

Правда, динамика снижения добычи и производства нефтепродуктов все-таки меньше, чем темпы ухода в отрицательную зону погрузки РЖД. Это указывает на то, что часть грузов все-таки переходит с сети на другие виды транспорта.

В частности, падение темпов перевозок нефтепродуктов на автомобильном транспорте, по оценкам АСМАП, все-таки меньше, чем на железной дороге. А владельцы танкеров на реке (например, «БашВолготанкер») сообщили, что у них фрахт в навигацию-2020 остался практически на прошлогоднем уровне.

Неприятностью для РЖД также стало то, что за 9 месяцев 2020 года поставки нефтегрузов из России в Белоруссию и другие страны ближнего зарубежья снизились на 34%. В основном потери в объемах пришлись на железнодорожные перевозки.

Как утверждают клиенты, цены на нефть низкие, и российские нефтепродукты на этом фоне не слишком конкурентоспособны. В частности, из-за высокой транспортной составляющей.

ГМК – в зоне неопределенности
То, что динамика погрузки черных металлов уже давно держалась в отрицательной зоне (в сентябре 2020 г. – на уровне -7%), стало уже привычным. Причины известны: к неблагоприятной конъюнктуре на мировых площадках добавился низкий платежеспособный спрос на внутреннем рынке.

На последнее обстоятельство повлияло падение рубля к доллару, спад активности на внутреннем рынке, дороговизна сырья. Наличие других депрессивных секторов привело к нестабильности и несбалансированности. Металлургические компании в такой обстановке стараются действовать просто – повышают цены на все. Трейдеры отвечают сокращением складских запасов, поскольку не уверены в будущих продажах.

На этом фоне неприятной новостью стало снижение погрузки железной руды (-1% в сентябре 2020 г.), которая ранее была положительной. Пока непонятно, устоится ли подобный тренд в будущем. Ранее на руку российским экспортерам играло то, что добыча руды на ряде шахт за рубежом была приостановлена на фоне мер, принятых для борьбы с коронавирусом.

Сейчас они выходят из застоя. Но для российских экспортеров появилась другая напасть: цена на железную руду в сентябре достигла самого высокого уровня за более чем 6 лет, а выплавка стали упала. Это сбило объемы погрузки руды по РЖД.

Соответственно дороговизна руды повысила спрос на металлолом. За счет экспорта его погрузка на РЖД в сентябре стабилизировалась, хотя ранее – весьма существенно снижалась.

Погрузка других видов промышленного сырья на сети в первый месяц осени – в минусе.

А что же в плюсе?
Прежде всего – зерно (рост в 1,5 раза) в связи с субсидированием железнодорожных перевозок. Благодаря увеличению посевов в РФ растет внутренний спрос на минудобрения. В сентябре Минсельхоз России повысил прогноз годового объема их приобретения российскими аграриями.

По данным РАПУ, более 70% минудобрений отправляется на экспорт. Соответственно, железнодорожная погрузка формируется под влиянием этого фактора. А на мировом рынке наблюдаются довольно устойчивые ниши сбыта российской продукции. Итог в сентябре – +2% рост погрузки минудобрений.
Среди других номенклатур, обеспечивших положительную динамику погрузки, – лес (+10% в сентябре благодаря активизации вывоза заготовленного сырья, ранее погрузку тормозили дожди в одних регионах и пожары – в других).

На 14% выросла погрузка стройматериалов. В основном – за счет увеличения перевозок в Сибири, где ведется активное дорожное строительство, а также погрузка балласта для железнодорожного ремонта и модернизации путей.

Положительным фактором стала стабилизация погрузки цемента – в основном за счет увеличения доли железнодорожных отправок несколькими крупными холдингами.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions