+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.10.2020 17:12:00
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Погрузка РЖД в сентябре качнулась в сторону минуса

Влияние отложенного спроса исчерпало свой ресурс на погрузку РЖД: она в сентябре 2020 года снова стала терять динамику – погружено 105,2 млн т, что на 0,7% меньше, чем за аналогичный период 2019-го.
Следует иметь в виду: сравнение сейчас идет с тем месяцем, когда не срабатывает эффект низкой грузовой базы. Поэтому данные статистики при анализе приходится коррелировать с событиями 2019 года.

Напомним, что в августе и также в октябре – декабре прошлого года отмечалось заметное снижение динамики погрузки. А вот сентябрь внес поправку в сложившийся тренд. Это произошло потому, что сеть плохо ехала в конце лета. И часть отправок сместилась на следующий месяц, когда удалось добиться небольшого сокращения порожних пробегов.

Кроме того, прибавку обеспечил уголь: на внутренних маршрутах ТЭЦ стали пополнять запасы топлива, а на дальневосточном направлении освободились площадки для накопления судовых партий угля на экспорт. Ранее там образовались брошенные поезда. Затем их стали поднимать, что и вызвало сгущение вагонопотоков в сторону угольных причалов. Складские рокировки в итоге и привели к повышению динамики погрузки.

Угольный вопрос
В текущем году у РЖД такой палочки-выручалочки не оказалось. И динамика погрузки продемонстрировала прежнюю привычку – проседать. Тем не менее угольщики показали неплохой результат.

Во-первых, в сентябре 2020 года погрузка угля снизилась всего на 1% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. А это был, напомним, в 2019-м своего рода пиковый период.

Во-вторых, если сравнивать с динамикой за 9 месяцев, то сейчас она на 6,3 п. п. выше, что указывает на оживление рынка. По данным экспертов, отмечается интерес к углю в странах АТР. И если бы не внесение поправок в процедуры контроля сырья в Китае, которое привело к задержкам поездов на железнодорожных погранпереходах, то статистика могла оказаться даже лучше, чем сейчас.

В-третьих, по данным Argus, запасы угля в ЕС сократились, что вызвало его подорожание в Северо-Западной Европе к концу сентября примерно на 15% по сравнению с августом. А значит, его стали чуть больше отправлять по железной дороге и через порты Северо-Запада РФ. Правда, последний тренд нельзя назвать устойчивым: под влиянием геополитики в ЕС в 2020 году стали переориентировать логистику с российского угля на другие рынки. И наступили грабли: забастовки на одном из крупных угледобывающих предприятий Колумбии привели к снижению накопления сырья на складах.

Российский уголь может легко заполнить освободившуюся нишу. Но тут еще вопрос в цене транспортной составляющей. Напомним, что недавно ОАО «РЖД» отменило скидки на экспорт угля через порты Северо-Запада РФ. И это сейчас оказалось весьма некстати, считают эксперты.

Так что прибавка в экспорте в Европу может проявиться только по итогам следующего месяца – но уже в связи с открытием движения через мурманский мост. Туда сейчас интенсивно пошел уголь: свою роль играет тут возможность его отправки сырья балкерами типа кейпсайз, которые способен принимать на Северо-Западе только порт в Мурманске.

Нефть тонет
Основная причина негативной динамики на сети – снижение погрузки нефти и нефтепродуктов в сентябре на 14,5%. По сравнению со сводным результатом за 9 месяцев РЖД ухудшили показатель на 4,9 п. п.

Причина падения – то, что по соглашению ОПЕК+ о сокращении добычи нефти, которое действует с мая 2020 года, РФ должна снизить ее на 10% в годовом исчислении. Причем поскольку ранее нефтяники не очень-то тормозили, то сейчас придется ужаться в большем количестве.
Действительно, добыча нефти и газового конденсата в России в сентябре 2020-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 12%. Это следует из данных ЦДУ ТЭК.

Правда, динамика снижения добычи и производства нефтепродуктов все-таки меньше, чем темпы ухода в отрицательную зону погрузки РЖД. Это указывает на то, что часть грузов все-таки переходит с сети на другие виды транспорта.

В частности, падение темпов перевозок нефтепродуктов на автомобильном транспорте, по оценкам АСМАП, все-таки меньше, чем на железной дороге. А владельцы танкеров на реке (например, «БашВолготанкер») сообщили, что у них фрахт в навигацию-2020 остался практически на прошлогоднем уровне.

Неприятностью для РЖД также стало то, что за 9 месяцев 2020 года поставки нефтегрузов из России в Белоруссию и другие страны ближнего зарубежья снизились на 34%. В основном потери в объемах пришлись на железнодорожные перевозки.

Как утверждают клиенты, цены на нефть низкие, и российские нефтепродукты на этом фоне не слишком конкурентоспособны. В частности, из-за высокой транспортной составляющей.

ГМК – в зоне неопределенности
То, что динамика погрузки черных металлов уже давно держалась в отрицательной зоне (в сентябре 2020 г. – на уровне -7%), стало уже привычным. Причины известны: к неблагоприятной конъюнктуре на мировых площадках добавился низкий платежеспособный спрос на внутреннем рынке.

На последнее обстоятельство повлияло падение рубля к доллару, спад активности на внутреннем рынке, дороговизна сырья. Наличие других депрессивных секторов привело к нестабильности и несбалансированности. Металлургические компании в такой обстановке стараются действовать просто – повышают цены на все. Трейдеры отвечают сокращением складских запасов, поскольку не уверены в будущих продажах.

На этом фоне неприятной новостью стало снижение погрузки железной руды (-1% в сентябре 2020 г.), которая ранее была положительной. Пока непонятно, устоится ли подобный тренд в будущем. Ранее на руку российским экспортерам играло то, что добыча руды на ряде шахт за рубежом была приостановлена на фоне мер, принятых для борьбы с коронавирусом.

Сейчас они выходят из застоя. Но для российских экспортеров появилась другая напасть: цена на железную руду в сентябре достигла самого высокого уровня за более чем 6 лет, а выплавка стали упала. Это сбило объемы погрузки руды по РЖД.

Соответственно дороговизна руды повысила спрос на металлолом. За счет экспорта его погрузка на РЖД в сентябре стабилизировалась, хотя ранее – весьма существенно снижалась.

Погрузка других видов промышленного сырья на сети в первый месяц осени – в минусе.

А что же в плюсе?
Прежде всего – зерно (рост в 1,5 раза) в связи с субсидированием железнодорожных перевозок. Благодаря увеличению посевов в РФ растет внутренний спрос на минудобрения. В сентябре Минсельхоз России повысил прогноз годового объема их приобретения российскими аграриями.

По данным РАПУ, более 70% минудобрений отправляется на экспорт. Соответственно, железнодорожная погрузка формируется под влиянием этого фактора. А на мировом рынке наблюдаются довольно устойчивые ниши сбыта российской продукции. Итог в сентябре – +2% рост погрузки минудобрений.
Среди других номенклатур, обеспечивших положительную динамику погрузки, – лес (+10% в сентябре благодаря активизации вывоза заготовленного сырья, ранее погрузку тормозили дожди в одних регионах и пожары – в других).

На 14% выросла погрузка стройматериалов. В основном – за счет увеличения перевозок в Сибири, где ведется активное дорожное строительство, а также погрузка балласта для железнодорожного ремонта и модернизации путей.

Положительным фактором стала стабилизация погрузки цемента – в основном за счет увеличения доли железнодорожных отправок несколькими крупными холдингами.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions