• Ставка на полувагон
    2300
    10 %
    руб./сут.
    Февраль 2023
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 76.45 0 EUR ЦБ РФ 82.39 0
    BTC 26924.53 usd BTC 2064842.21 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.08.2022 17:05:01
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

РЖД категорически не хотят обсуждать свою тарифную политику с грузовладельцами

ОАО «РЖД» решило резко ускорить работу над новой тарифной системой: вместо 2026 года монополия планирует ввести ее уже в конце 2023-го. С начала 2023 года РЖД хотят ввести также новый способ индексации грузовых тарифов – на базе индекса ценового паритета.

РЖД категорически не хотят обсуждать свою тарифную политику с грузовладельцами
Отказ от принципа сходимости финансовых результатов однозначно приведет к росту тарифов для грузовладельцев. Любой хозяйствующий субъект будет пересматривать методологию формирования тарифов только в случае необходимости повысить тариф. Если тариф покрывает все расходы или даже избыточен, то методологию пересматривать не имеет экономического смысла.

Текущий прейскурант построен на принципах учета среднесетевой себестоимости. Есть расстояние перевозки, и направление не важно. Теперь РЖД предлагают учитывать и этот фактор.

Параметрическая модель текущего прейскуранта не являлась динамической системой, она была введена в действие в 2003 году, и изменения в нее вносились точечно. Предложения отказаться от среднесетевой себестоимости потребуют ежегодно менять параметры модели, так как загрузка направлений меняется в зависимости от конъюнктуры рынка.

На примере сегодняшней ситуации это будет выглядеть так. По итогам 2021 года предприятия, которые расположены в регионе грузового хода Нижний Новгород – Усть-Луга и отгружающие продукцию через Усть-Лугу, находились в более выгодном положении по стоимости перевозки в сравнении с предприятиями, которые расположены севернее указанного главного хода. При отказе от среднесетевой себестоимости перевозки по грузонапряженным направлениям будут дешевле, а по малоинтенсивным – более дорогими. Следовательно, по итогам 2022 года тариф для предприятий, которые расположены в регионе грузового хода Нижний Новгород – Усть-Луга, вырастет в дополнение к ежегодной индексации за счет значительного снижения грузопотока. При этом вины конкретного грузоотправителя, у которого грузовая база стабильна, в этом снижении нет, но тариф для него вырастет.

Если пойти еще дальше и предположить, что тариф на конкретную перевозку будет считаться на основании текущих (в моменте) расходов, то тариф может меняться каждый день.

Такой подход для предприятий окажется губительным. РЖД, кроме общих презентаций и рассуждений о цифровом тарифном калькуляторе, подробных комментариев не дают. Обсуждение проходят практически кулуарно. Последнее совещание на площадке Совета потребителей по вопросам деятельности РЖД до сих пор не освещено на их сайте, есть только газетные обзоры.

Прикрываясь различными поводами, РЖД категорически не хотят обсуждать свою тарифную политику с грузовладельцами. Удивляет позиция ФАС, которая в этом вопросе РЖД поддерживает.

В настоящее время система учета расходов и распределения доходов достаточно прозрачна, уровень доходности доступен всем заинтересованным. ФАС ни разу не высказала, что им как регулятору недостаточно какой-то информации при определении уровня индексации или при принятии решений о внесении изменений в прейскурант. Аналогичных запросов не поступало и от Совета потребителей по вопросам деятельности РЖД.

Даже сейчас, когда снова обсуждается вопрос о необходимости нового тарифного руководства, ни ФАС, ни Совет потребителей даже не поднимают вопрос об анализе текущего прейскуранта. Достаточно ли текущего уровня тарифа? Как изменилась структура грузоперевозок между классами (хотя это не вопрос параметрической системы)? И что в текущей системе не позволяет ее дальше использовать?

Операторов в новом тарифе интересует только наличие локомотивной составляющей, и их позиция давно понятна. Уверен, как только появится уровень локомотивной составляющей, со стороны операторов будет информационная атака о том, что есть направления, где приватный локомотив дешевле, чем локомотив РЖД, а также о том, что на некоторых направлениях надо поднять уровень ставки за пользование. При этом ожидать снижения расходов для грузовладельца не стоит.

К сожалению, ожидать повышения публичности рассмотрения нового прейскуранта не стоит. И уж тем более не стоит ожидать снижения тарифной нагрузки. В зоне риска находятся грузы первого тарифного класса, для них новый прейскурант – это начало новой «дорогой» эпохи.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Итоги X Конкурса студенческих работ на тематику журнала
    На портале РЖД-Партнер.ру опубликованы работы победителей X Конкурса студенческих работ на тематику журнала. Напомним, что соревнование молодых специалистов состоялось в прошлом году, и его итоги по традиции были оглашены в Москве на пленарной сессии XX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». Материалы доступны по ссылке.
  • Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов
    За последние годы российский рынок вагоноремонта существенно изменился, став преимущественно частным бизнесом. Каковы были основные события в этой сфере в текущем году, что будет с производством и локализацией кассетных подшипников и ждать ли роста выпуска парка инновационных вагонов, а также как цифровые технологии могут помочь участникам рынка бороться с контрафактом и сэкономить время, обсуждали на деловом семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованном журналом «РЖД-Партнер». По итогам мероприятия подготовлен специальный проект, с которым вы можете ознакомиться по ссылке.
  • Перевозки зерна и удобрений
    Погрузка и зерновых, и удобрений на сети РЖД в этом году снижается. Рекордный урожай зерновых заставил предприятия всерьез задуматься о дефиците мощностей для их хранения, число компаний-экспортеров сократилось, состав крупнейших покупателей изменился, а перевозчики испытывают большие логистические трудности. С перевозками удобрений тоже все непросто: из-за геополитической ситуации российский экспорт в западном направлении снижается, а попытки переориентироваться на восток сопряжены с увеличением расходов. 25 октября 2022 года на сайте журнала РЖД-Партнер опубликован специальный проект, посвященный перевозкам зерна и удобрений.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2023 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions