Из этого банального абзаца можно почерпнуть важную информацию: в ВРК-1 существует система планирования доходов от ТОР и последние годы объем ТОР стремительно растет. Изучаем годовые отчеты ВРК-1 дальше: доход от текущего ремонта вагонов в 2018 году составил 2,49 млрд. руб. «За счет перевыполнения плана по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов на 5410 вагонов, за счет чего получены сверхплановые доходы в сумме 162,3 млн руб.».
То есть мало того, что объемы растут, так еще и доходы от ТОР растут в 2 раза быстрее, чем объемы. Такое положение дел возможно только на неконкурентном и непрозрачном рынке (доля холдинга «РЖД» на рынке ТОР – около 90% в 2018 г.). На мой взгляд, в своем основном бизнесе – плановом ремонте – объем из года в год у ВРК-1,2 снижается и выпадающая прибыль компенсируется на рынке ТОР.
В ВРК-2 похожая ситуация: «В 2018 году продолжилась положительная тенденция роста объемов текущего отцепочного ремонта, проведенного на предприятиях АО «ВРК-2». Основной фактор роста – клиентский спрос на проведение работ по текущему ремонту грузовых вагонов. В 2018 году объем текущего ремонта составил 50 343 вагона, что выше показателя 2017-го на 46,6%».
ВРК-2 ссылается на клиентский спрос, но то, как формируется, а точнее, форсируется этот спрос, мы можем также понять из открытых источников. На сайте Управления на транспорте МВД России по Приволжскому федеральному округу в пресс-релизе от 13 февраля 2020 года сообщается: «В ходе оперативно-розыскных мероприятий сотрудники отдела экономической безопасности и противодействия коррупции линейного подразделения совместно с представителями УФСБ России по Пензенской области выявили работника железнодорожного транспорта, подозреваемого в получении незаконного денежного вознаграждения в сумме 15 тыс. руб. Установлено, что 33-летний житель города Пензы, являясь должностным лицом, в октябре прошлого года получил от 26-летнего работника транспортной организации указанную сумму за совершение незаконных действий, а именно за фиктивный брак грузовых вагонов без проведения их фактического осмотра с целью направления на ремонт в вагонное ремонтное депо Пенза для повышения объема производимых работ последним предприятием».
В общем, круг замкнулся: чтобы исполнить планы РЖД, работники ДЗО РЖД носят взятки работникам РЖД для совершения последними должностных преступлений, то есть неправомерной отцепки вагонов в ТОР. Кто от этой ситуации выигрывает? Никто. Что породило эту ситуацию? Вы удивитесь, но даже не жадность или глупость, а добрая, всем нам знакомая палочная система планирования. Достаточно просто исключить из KPI-менеджмента ВРК-1,2 и ЦДИ РЖД доходы и прибыль от ТОР, и отцепляться будут только те вагоны, которые реально угрожают безопасности движения.