Рынок транзитных контейнерных перевозок является самым быстрорастущим и перспективным сегментом. При этом стоит сказать, что его доля от общего объема перевозимых по нашим железных дорогам контейнеров не так значительна – около 12%.
Соответственно, на пограничные переходы Европа – Белоруссия – Россия приходится еще меньше (до 9%), поэтому критичного снижения объемов перевозок по сети РЖД даже при полном закрытии транзита через Беларусь (из всей Европы, а не только из Германии) не стоит ждать.
Контейнерный поезд является ключевым технологическим инструментом обеспечения транзитных перевозок на трансъевразийских маршрутах, позволяющиим конкурировать с другими видами транспорта за счет прежде всего скорости и скидок на тариф сетевых операторов. Таким образом, снимать с маршрута (если это произойдет) будут целыми поездами, но объем спроса и предложения перевозимых грузов это не затронет, а значит, грузы перейдут на контейнерные линии Балтики (с дальнейшим транзитом из российских портов), а также в автоперевозки. Какой объем конкретно куда, сейчас сложно оценить, но транзит как таковой мало пострадает в абсолюте, просто вернется на менее эффективные виды транспорта.
Часть в том числе переориентируется на железнодорожный транзит из Финляндии и других стран, но это будет происходить точечно, так как пропускная способность терминалов не сможет там кратно возрасти.