+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.05.2023 17:44:35
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Вагон от оператора необходимо обработать за 24 часа

Пользоваться вагоном дольше – себе дороже. Штраф достигает 15 тыс. рублей за каждые сутки простоя каждого вагона. Даже если владелец вагона прописал разрешение на сверхнормативный простой в документах. Верховный Суд РФ в мае 2023 года пересмотрел два дела, в которых владельцу вагона нижестоящие суды отказали во взыскании законной неустойки.
Предельный срок простоя вагонов на станции отправления составляет 120 часов, об этом договорились оператор «Новая перевозочная компания» (НПК) и грузовладелец «Промвест» в феврале 2018 года. В случае нарушения сроков предусмотрены штрафные санкции в размере 5 МРОТ за каждый вагон в сутки. В мае 2021 года грузовладелец нарушил условия договора, под погрузкой 4 вагона простояли до 33 суток. Оператор отправил грузовладельцу претензию. Но размер штрафных санкций за каждый вагон достиг 2 МРОТ за каждый час простоя по истечении первых 36 часов с момента подачи вагона под погрузку, то есть почти в 10 раз больше, чем предусмотрено договором, говорит Ольга Гуляева, управляющий партнер Legal1520. Грузоотправитель претензию отклонил. Оператор пошел в суд. Но суды трех инстанций согласились с грузовладельцем. Оператор дошел до Верховного суда, НПК потребовала штраф за задержку вагонов под выгрузкой в размере порядка 2 млн. рублей.

«Суды отказали во взыскании законной неустойки, потому что не смогли привязать требования ст. 62, 99 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» к оператору, который вагонов не подает и договоры с технологическим сроком оборота не имеет. Практика по данным делам не однородна, а Верховный суд России ранее уклонялся от пересмотра этих дел. Поэтому высказанная высшей инстанцией правовая позиция окажет значительное влияние на судебную практику», – говорит Ольга Гуляева, управляющий партнер Legal1520.

Владелец вагонов, предоставляя их для перевозки, заключил договор на условиях использования их под погрузкой свыше сроков, предусмотренных законом, а значит, предъявление им иска о взыскании штрафа по истечении 36 часов пользования свидетельствует о недобросовестном поведении, добавляет юрист. Верховный суд отменил все судебные акты по этим делам.

«Сказав, что суды неверно истолковали закон: владелец вагона вправе взыскать штраф, даже если он не подает вагоны под погрузку и выгрузку, а факт наличия договорных условий об иных сроках использования и размере ответственности суд счел несущественным», – продолжает Ольга Гуляева.

Верховный суд указал на то, что при взыскании законной неустойки в пользу владельца вагонов необходимо дополнительно изучить технологические сроки оборота вагонов из договора на подачу и уборку (эксплуатации путей необщего пользования). Согласно решению Верховного суда вагон, не принадлежащий грузоотправителю (грузополучателю), должен быть погружен (выгружен) по истечении 24 часов с момента окончания технологических сроков оборота вагонов – иначе штраф до 15 тыс. за вагон в сутки.

«Данное владельцем вагона согласие на его использование дольше этого срока значения не имеет», – подчеркивает Ольга Гуляева.

Если договором предусмотрен размер штрафа меньше предусмотренного ст. 62, 99 ,100 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ», это тоже не является основанием, чтобы отказать во взыскании законной неустойки, резюмирует юрист.

Ольга Гуляева выступит на семинаре «Грузовая панорама. Строительные грузы и цемент», который организует и проведет РЖД-Партнер 30 мая. Она не только расскажет о дисбалансе в судебной защите участников железнодорожной перевозки, но и ответит на вопросы участников. Программы семинаров составляются с учетом актуальной ситуации на рынке транспортных услуг.

Для участия в мероприятиях обращайтесь по тел +7 812 418 34 90 или по электронной почте conf@rzd-partner.ru
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions