Как рассказал РЖД-Партнеру сам Константин, он узнал об увольнении 9 ноября. В приказе и. о. начальника депо Владимира Катарова говорится о том, что отсутствие К. Везикко на работе 30 июля текущего года следует считать грубым нарушением должностных обязанностей, Правил внутреннего трудового распорядка депо Медвежья Гора и должностной инструкции работников локомотивных бригад, а именно – прогулом.
В приказе говорится о том, что он с 12 по 25 июля текущего года находился на больничном. В депо он явился только 1 августа. 29 июля у него был выходной по плановому графику, а 30 июля «после перерыва в работе свыше 10 календарных дней в депо не явился». Согласно приказу помощнику машиниста предложили предоставить письменное объяснение, но в установленный срок К. Везикко этого не сделал.
«Учитывая тяжесть данного поступка, а также обстоятельства, при которых он был совершен, представляется обоснованным применить к данному работнику дисциплинарное взыскание в виде увольнения», – говорится в приказе.
Также добавляется, что с 15 по 29 августа и с 5 сентября по 7 ноября 2022 года К. Везикко находился «в состоянии временной нетрудоспособности». В итоге он уволен согласно пп. «а» п. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ («Расторжение трудового договора по инициативе работодателя»).
Сам Константин рассказывает, что 30 июля он находился дома в ожидании явки, так как работал по вызывной системе. При этом объяснение, по его словам, он руководству предоставил. 1 августа в комиссии депо разобрали этот случай и мужчина был допущен к работе, поставлен в наряд и 3 августа уехал в поездку.
5 сентября этого года в 10.00 при приемке электровоза 2ЭС5К-383 на 5-м пути ст. Медвежья Гора он оступился при следовании по машинному отделению. Ударился о каркас пневмопанели и получил травму правой руки.
«После осмотра в кабинете ПРМО я был направлен в ГБУЗ «Медвежьегорская ЦРБ» в сопровождении двух представителей администрации депо, которые всячески пытались оказать давление на врача-хирурга, доказывая мою трудоспособность. Однако грамотный специалист больницы после осмотра однозначно установил нетрудоспособность, которая также подтвердилась рентгеновскими снимками. Мне был выдан больничный лист», – рассказывает К. Везикко.
После больницы помощник машиниста вернулся в депо, где его администрация пыталась заменить производственную травму на бытовую. «После моего отказа в сокрытии травмы на производстве представители администрации ТЧЭ-25 во главе с начальником депо Евгением Александровичем Асташкиным вновь устроили травлю, которая заключалась в сталкивании лбами со всем коллективом депо, а также в распространении ложной информации. Полученная травма отнесена к категории легких, однако привела к длительной нетрудоспособности и реабилитации», – говорит К. Везикко.
По его словам, он находился на больничных листах, в том числе по травме, суммарно с 5 сентября по 7 ноября текущего года.
8 ноября он прибыл в оборотное депо Петрозаводск для найма на работу (после отпусков, сессий и больничных необходимо «наниматься на работу» по правилам и получать талон явки). Константин получил талон явки и прошел все необходимые процедуры. «Единственной преградой для допуска в поездку стала не пройденная не по моей вине внеочередная аттестация на знание приказа Минтранса России «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» от 23.06.2022 г. № 250 и иных приказов и распоряжений, которые объединены в единое тестирование по системе АСПТ. Аттестация проводилась в период моего отвлечения по больничному листу. Я выразил желание сразу сдать аттестацию», – рассказывает К. Везикко.
Ему было выдано уведомление на аттестацию 24 ноября в оборотном депо Петрозаводск. Никаких комментариев по альтернативному трудоустройству на этот период дано не было. Не было и приказа об отстранении от работы. 9 ноября ему выдали официальный приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности и трудовую книжку.
«Увольнение произошло задним числом, то есть 8 ноября – в день, в который я проходил инструктажи и обучение. Никакой комиссии создано не было, представитель профсоюза не присутствовал при увольнении. С дисциплинарным взысканием не согласен, но оспорить его мне возможности не дали», – резюмирует Константин.
Свою правоту он намерен отстаивать в суде. В должности помощника машиниста К. Везикко работал в депо Медвежья Гора 15 лет – с сентября 2007-го.
РЖД-Партнер направил запросы в Дорпрофжел на Октябрьской железной дороге,
Правовую инспекцию Роспрофжел и Дирекцию тяги – филиал ОАО «РЖД» (ЦТ).
Напомним, что в течение нескольких лет К. Везикко пытался добиться от своего руководства соблюдения правил техники безопасности и охраны труда. По словам К. Везикко, депо принимает к работе и эксплуатирует непригодные электровозы, что увеличивает риски производственных травм.
О том, что его намерены уволить, нам стало известно в начале осени. Помощник машиниста собирал документы для подачи апелляции в Верховный суд РФ. В конце июня суд отказал ему в удовлетворении иска о признании незаконным приказа ОАО «РЖД» об отстранении его от работы в 2021 году, а также о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда.
В начале июня в Октябрьской дирекции тяги сообщили, что в аппарат управления жалобы помощника машиниста не поступали.