+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.12.2020 17:49:00
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Поучастковые тарифы создадут риски для грузовладельцев

Идея ОАО «РЖД» отказаться от среднесетевого принципа тарифообразования несет в себе значительные риски для клиентов. Откуда берутся такие риски, рассказал в рамках XVIII Международной онлайн-конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, доцент кафедры «Экономика, финансы и управление на транспорте» РОАТ РУТ (МИИТ) Фарид Хусаинов.
Предложения РЖД об отказе от единой среднесетевой себестоимости как основы построения железнодорожных грузовых тарифов и переход к поучастковому учету себестоимости и соответственно дифференциации тарифов по разным участкам и направлениям – это довольно революционное предложение. Впрочем, идея эта не нова: в 1991–1992 гг. в железнодорожных журналах было несколько публикаций на эту тему, хотя потом статьи на эту тему исчезли.

С теоретической точки зрения у этого предложения есть ряд важных плюсов, например более тонкая подстройка под структуру себестоимости перевозок, которая сильно различается по разным регионам.

Вместе с тем эта идея несет в себе ряд минусов, точнее – ряд рисков для грузоотправителей. Грузоотправители могут подозревать, что, пользуясь асимметрией информации между монополией и обществом (или между монополией и регулятором), РЖД смогут повысить тариф там, где фактически он ниже среднесетевой себестоимости, но не будут склонны понижать его там, где тариф – выше.

Второй риск носит принципиально иной характер и заключается в том, что попытка более тонкого учета себестоимости при построении тарифа может, как это ни парадоксально, противоречить рыночной логике. Из-за того, что себестоимость перевозки грузов снижается с ростом таких показателей, как грузооборот и грузонапряженность, на малодеятельных линиях, может, тариф (если строго следовать этому принципу) придется повысить, а на наиболее загруженных направлениях – понизить.

«Правда, это с рыночной точки зрения будет странным – делать сниженную цену на более популярный товар (перевозку по востребованным направлениям) и повышенную цену на товар, пользующийся низким спросом», – отметил Ф. Хусаинов.

И, наконец, третий риск, и это уже риск не для грузоотправителей, а для РЖД. Он заключается в том, что среднесетевая себестоимость была тем общим знаменателем, который превращал инфраструктуру РЖД в единое целое.

Если сегодня допустить территориальную дифференциацию и отказ от единой себестоимости как основы тарифов, то через некоторое время наиболее проницательные из регуляторов (например, ФАС) могут задаться вопросом: а зачем нам вообще нужна единая сеть железных дорог? Может быть, имеет смысл провести ее горизонтальное разделение? В самом по себе таком разделении нет ничего страшного, но боюсь, что в ОАО «РЖД» будут не в восторге от такой перспективы.

«Есть и еще один проблемный аспект. Может возникнуть ситуация, когда тариф для грузоотправителя, работающего на дороге X, будет зависеть от поведения грузоотправителя, работающего на дороге Y, и в этом случае довольно трудно будет объяснить конкретному грузоотправителю, что тариф для него изменился из-за того, что кто-то на другой дороге изменил направление своих перевозок. В системе, где «все зависит от всего», такие ситуации тоже возникнут. В таких условиях трудно выстроить прозрачную и понятную грузоотправителям систему тарификации», – считает Ф. Хусаинов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions