+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.09.2025 16:56:54
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Переходной рельс: надёжное решение для стыковки разнотипных рельсов

Современная железнодорожная сеть представляет собой сложную инфраструктуру, в которой встречаются участки с рельсами различного типа, профиля или поколения. Это могут быть переходы от более лёгких рельсов Р-50 к усиленным Р-65, от Р-65 к специальным рельсам КР-80 или КР-120, либо стыковка старых и новых участков пути. Для обеспечения безопасной и надёжной стыковки таких участков применяется специальное решение — переходной рельс.

Назначение переходного рельса

Переходной рельс предназначен для соединения двух участков железнодорожного пути с рельсами разного профиля. Он обеспечивает:

●     надёжную механическую стыковку разных типоразмеров рельсов;

●     снижение ударных нагрузок на колёсные пары при переходе с одного профиля на другой;

●     сохранение геометрии пути и устойчивости движения;

●     продление срока службы рельсов и подвижного состава.

Наиболее типичное применение:

●     соединение участков с рельсами Р-50 и Р-65;

●     переход от классических рельсов к усиленным профилям КР;

●     соединение старого и нового пути при капитальном ремонте или реконструкции.




Конструкция и особенности

Переходной рельс имеет асимметричный профиль, одна часть которого соответствует геометрии одного типа рельса (например, Р-50), а другая — другому типу (например, Р-65). Рельс изготавливается методом проката или механической обработки заготовки, с точным соблюдением сопряжений головки, шейки и подошвы.

Основные характеристики:

●     длина — от 6 до 12 метров (может варьироваться в зависимости от условий);

●     материал — углеродистая или низколегированная сталь, соответствующая ГОСТ 8161 и ГОСТ Р 51685-2013;

●     совместимость с типовыми скреплениями и накладками (включая переходные накладки);

●     наличие индивидуального клеймения и паспорта совместимости.




Применение на практике

Примеры внедрения переходных рельсов:

●     Свердловская ж.д., участок Екатеринбург — Серов: при модернизации участка с заменой Р-50 на Р-65, переходные рельсы обеспечили плавность хода и снизили нагрузку на рельсошвы.

●     Приморский край, портовые подходы: стыковка усиленных рельсов КР-120 с классическими Р-65 с использованием заводских переходных рельсов.

●     БАМ, станция Тында: применение переходных рельсов при поэтапной замене старого пути и подключении новых участков.




Нормативные документы

Применение и производство переходных рельсов регламентируется:

●     ГОСТ Р 51685-2022 — «Рельсы железнодорожные. Общие технические условия»;

●     ТУ производителей рельсовых заготовок (по согласованию с РЖД);

●     Инструкциями по устройству и содержанию пути (ИППУ-2000 и др.).




Сравнительная таблица распространённых типов рельсов

Параметр

Р-50

Р-65

КР-80

КР-120

Масса погонного метра, кг

51,67

64,72

~80

~120

Высота рельса, мм

152

180

190

200–210

Ширина головки, мм

67

75

75–78

до 80

Область применения

Лёгкие участки, подъездные пути

Основные магистрали

Усиленные промышленные направления

Тяжёлые грузовые направления, высокоскоростные участки

Используются с переходными рельсами

Да (при стыковке с Р-65 и выше)

Да (при переходе на КР)

Да

Обычно нет, крайняя точка соединения

Переходной рельс — это ключевой элемент при необходимости стыковки рельсов разных типов. Он обеспечивает плавность перехода, надёжность и безопасность движения, снижает динамические воздействия на рельсовое полотно и увеличивает срок службы пути. В условиях модернизации инфраструктуры РЖД переходные рельсы становятся незаменимым компонентом гибкого и безопасного подхода к обновлению магистралей.



РЕКЛАМА
ИНН 3300017628
ООО "ЖЕЛДОРПРО"
erid: 2VSb5z49JM7

 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions