+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.06.2023 16:38:49
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Юрист: операторы взыскивают штрафы за сверхнормативный простой вагонов

Судебная практика по взысканию штрафов за сверхнормативный простой вагонов имеет уклон в пользу операторов вагонов, об этом РЖД-Партнеру рассказывает Ольга Гуляева, управляющий партнер Legal 1520. Причем в пользу оператора толкуется подача вагонов даже не под погрузку, а в отстой.
Юрист: операторы взыскивают штрафы за сверхнормативный простой вагонов

Ольга, правильно ли я понимаю, что в судах уже сформировалась практика по взысканию штрафов за сверхнормативный простой не в пользу владельца железнодорожной инфраструктуры общего пользования, а в пользу операторов вагонов?

– Да! Часто в условиях неопределенности в поставках грузоотправители дают операторам разрешение на направление вагонов в их адрес не под ГУ-12, а в отстой. Отказаться от вагона, прибывшего в отстой, у грузополучателя права нет. Список оснований для отказа от получения вагона закрытый и, если оператор решил разместить, таким образом, свои невостребованные в перевозке вагоны, в надежде, что когда-то они грузополучателю потребуются, остановить его грузополучатель не сможет. А после погрузки ему будут выставлены все простои данных вагонов. И суды их взыщут.

Направление порожних вагонов в отстой обусловлено механизмом совершения ответчиком хозяйственных операций по использованию предоставленных истцом вагонов.

– Есть ли возможность у грузовладельца защитить себя?

– Да, ситуацию можно изменить на этапе подписания договора. Стороны должны прописать в документе возможность подачи вагонов в отстой с последующей выводкой под погрузку. Если этого не сделано, то при подписании актов сдачи-приемки оказанных услуг грузоотправитель мог бы хотя бы заявить возражения о том, что указанные вагоны до погрузки находились в отстое, в связи с чем простои отсутствуют.

После выгрузки вагон может стоять на станции по той причине, что на него нет своевременно оформленной ж/д накладной. Однако, несмотря на то, что накладную должен был оформить оператор – штраф взыщут с его клиента.

Ответчик, как профессиональный участник отношений по железнодорожной грузоперевозке, принял на себя обязательства обеспечить нормативное нахождение вагонов истца на станции разгрузки.

– Что еще необходимо прописать в договоре с оператором?

– В договоре необходимо предусмотреть ответственность оператора за несвоевременное оформление накладных и освобождение от ответственности для грузополучателя за простой вагонов в связи с отсутствием железнодорожных накладных на их порожний рейс. Акты сдачи и приемки оказанных услуг должны содержать указание на простой вагонов в связи с отсутствием накладных.

Несвоевременная подача вагонов под погрузку является самой распространенной причиной простоев вагонов по вине оператора. Если вагон пришел ранее срока погрузки – грузоотправитель не может его погрузить, он занимает пути необщего пользования, если он на погрузку опоздал – ситуация аналогична. Произошел срыв погрузки, вагон будет простаивать до тех пор, пока не состоится новая погрузка. Часто возражением оператора в этой ситуации звучит, что вовремя подать вагоны он не может, поскольку это сложный процесс, зависящий от перевозчика. Но погрузка и отправка груженого вагона – процесс куда более сложный. Ведь в нем, помимо перевозчика действует воля покупателя и продавца.

Самая распространенная ошибка – в договоре нет четких сроков, расплывчатые формулировки о графиках подачи вагонов. Между тем, если бы в договоре было прямо предусмотрено, что вагоны должны быть поданы в срок погрузки, указанный в соответствующей заявке ГУ-12, ситуация в суде развернулась бы совершенно другим образом.

– То есть грузовладелец всегда виноват?

– Так сказать нельзя. В целом есть и положительная судебная практика для грузовладельца.

Например, суды чаще всего взыскивают с ОАО «РЖД» пени за просрочку доставки – причем это касается как перевозки внутри России, так и в рамках Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении.

Есть успешная судебная практика о возмещении ОАО «РЖД» ущерба, причиненного в результате повреждения колесных пар железнодорожных вагонов, а также неустойки за сверхнормативный простой вагонов при отцепках в ТОР.

 



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions