+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.12.2022 12:23:11
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Опыт по организации отправки контейнеров в полувагонах из портов Дальнего Востока уникален

За короткое время РЖД совместно с операторами подвижного состава и стивидорами организован регулярный вывоз контейнерных грузов в полувагонах из портов Дальнего Востока. На начало декабря по данной технологии со станций ДВЖД стабильно отправляется по четыре контейнерных поезда в сутки, в ближайшее время их число планируется довести до пяти. О том, как этот процесс проходит отладку, РЖД-Партнеру рассказал исполнительный директор СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта» Игорь Санковский.
Опыт по организации отправки контейнеров в полувагонах из портов Дальнего Востока уникален
– Полувагоны не использовались под перевозку контейнеров долгое время, идея возобновить такую практику принадлежала РЖД. Как на это отреагировал рынок?

– «Российские железные дороги» сделали соответствующее предложение рынку, предоставив скидку на перевозку контейнеров в полувагонах. Однако даже в лучшие времена, когда такие перевозки не были под запретом, по этой схеме обеспечивался минимальный вывоз контейнеров с Дальнего Востока – не больше 2%. Когда с разворотом импорта с Северо-Запада на Дальний Восток произошел дисбаланс входящих/исходящих потоков и ситуация со скоплением контейнеров в портах приобрела крайне острый характер, стало понятно, что ее нужно доводить каким-то образом до разрешения.

При достаточно развитой инфраструктуре, наверное, такой потребности не возникло бы. По большому счету перевозка контейнеров в полувагонах не совсем технологична, влечет дополнительные затраты, поскольку для конечной доставки груза, как правило, требуется перегрузка с одного вида подвижного состава на другой. Тем не менее задача, как Вы знаете, была поставлена государством на самом высоком уровне.

– Как она решалась в первое время?

– Сначала было обращение к операторам контейнерного парка с просьбой подключиться к этому процессу, они стали взаимодействовать с собственниками полувагонов, которых затем для оптимизации процесса включили в работу оперативного штаба РЖД с участием первых лиц и самого холдинга, и Минтранса, и Росжелдора. За непродолжительное время прогресс был достигнут.

Фактически за месяц все контейнерные операторы практически завершили договорную работу с собственниками полувагонов. Это на сегодня позволяет использовать, в том числе под сдвоенные операции, на припортовых и некоторых других станциях ДВЖД практически любые вагоны по принципу обезличенного парка.

– Все же насколько этот процесс оказался безболезненным для операторов как парка контейнеров, так и полувагонов?

– Конечно, возникают сложности с необходимостью перемещения вагонов после выгрузки на фронт последующей погрузки в пределах того или иного железнодорожного узла. Не во все полувагоны в том месте, где они выгрузились, можно грузить контейнеры. Возникают вопросы с таможенным оформлением, контейнерным оборудованием и необходимостью крепления контейнерных грузов, техническими возможностями самого терминала.

Проблема еще заключается в том, что вагоны, которые идут под выгрузку в порты Дальнего Востока, затем используются для вывоза грузов разных клиентов. Для примера – один из операторов обеспечивает вывоз угля с Эльгинского месторождения. И ему нужно обязательно после разгрузки в порту заадресовать туда вагон, который фактически работает по закольцованному маршруту.

Здесь возникает еще один аспект, откуда в обратном следовании направляется подвижной состав (помимо того, что на Дальнем Востоке образовалось несколько точек отправки контейнеров в полувагонах, действует несколько точек организованной выгрузки в центральной части России), это связано с обязательствами его собственника перед своим клиентом. В этой связи неизбежно увеличение оборота вагона с учетом обратного рейса с контейнером по сравнению с тем, как если бы он шел порожним сразу к местам погрузки. Усилия по продвижению вагонопотока предпринимают РЖД и непосредственно операторы.

– Контейнерные операторы уже выказывали озабоченность в связи с растущей ставкой аренды за предоставляемый полувагон под отправку контейнера…

– Сам факт того, что уже все едет, означает, что коммерческие договоренности между сторонами, в том числе о ставках, достигнуты. В ряде случаев контейнерные операторы говорят, что есть отдельные заинтересанты, которые пытаются заработать на этом «хайпе». Однако, думаю, собственники полувагонов могут обосновать, какие дополнительные расходы и время возникают в связи с перевозкой порожнего вагона под последующую погрузку, дополнительной выгрузкой, более длинной логистикой и т. д. В компетенцию Союза операторов железнодорожного транспорта не входит решение коммерческих вопросов, но как площадка мы открыты для решения спорных моментов и обеспечения взаимодействия всех участников процесса.

– В целом как можно охарактеризовать сегодняшний опыт с перевозкой контейнеров в полувагонах?

– Отладка этого процесса продолжается. По сути, возникла уникальная ситуация во взаимоотношениях между РЖД, операторами, собственниками терминалов, в межоператорском взаимодействии. Фактически все заинтересованные стороны вышли на новый уровень обмена информацией о месте нахождения вагона, планировании перевозки. Под эгидой РЖД в интернете создан специальный чат, позволяющий в оперативном режиме решать возникающие вопросы с организацией маршрутов, со способами крепления контейнеров в полувагонах, с согласованием заявок ГУ-12, готовностью терминалов и т. д.

Наверное, это тот положительный опыт, которого недоставало в целом по ситуации, поэтому он будет востребован в дальнейшем.

Есть разные способы решать вопросы – договариваться или использовать административные методы. Сейчас решение проблем достигается на основе договоренностей, и хорошо, что РЖД поддерживают такой подход. Я не очень верю в то, что административные решения всегда намного эффективнее, особенно когда это затрагивает большое число заинтересованных сторон. Ситуация непростая: стоит задача выполнить поставленную государством задачу, при этом важно максимально учесть интересы всех участников перевозочного процесса.

Беседовал Павел Усов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions