+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.12.2023 11:54:08
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Мини-контейнеры способны сократить объем использования крупнотоннажных контейнеров для перевозки сборных грузов

Почему возникла потребность в разработке среднетоннажных контейнеров, кому они могут быть интересны и когда наладится массовое производство таких модулей, рассказал заместитель генерального директора – директор научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения» АО «ВНИИЖТ» Михаил Мехедов.
Мини-контейнеры способны сократить объем использования крупнотоннажных контейнеров для перевозки сборных грузов
– Михаил Иванович, почему возникла потребность в разработке среднетоннажных контейнеров? В каких отраслях, для каких грузов они могут быть востребованы?

– В период с 2013 по 2014 годы произошло массовое списание среднетоннажных контейнеров в связи с высокой изношенностью парка и неконкурентной технологией их перевозки. Это повлекло за собой целый ряд проблем, таких как низкая эффективность организации перевозок мелких партий груза, недостаточная клиентоориентированность РЖД в области грузовых перевозок и транспортно-логистических услуг в части перевозки мелкогабаритных грузов, низкий объем перевозок высокодоходных и мелких партий грузов.

Вывод из эксплуатации среднетоннажных контейнеров оказал негативное влияние на малые и средние предприятия. Транспортные расходы грузоотправителей увеличились более чем на 50%.
Тенденция сектора малого бизнеса в России «грузить готовую продукцию меньшим объемом, но чаще» демонстрирует отказ от привычных для межконтинентальной торговли 40-футовых контейнеров. В последнее время грузов становится меньше. В частности, появилось много некрупной бытовой техники, различного рода комплектующих и т. п., которые необходимо возить небольшими объемами. В связи с этим грузоотправители мелких и средних партий груза обращаются в основном в компании, занимающиеся перевозкой сборных грузов, для накопления полной партии для отправки. Чаще всего такая отправка производится автомобильным транспортом. Стоит отметить, что рабочий персонал таких компаний не всегда мотивирован в бережном отношении к грузу при производстве работ по пересортировке, погрузке-выгрузке грузов из общей партии.

Все это привело к тому, что у нас совместно с Центральной дирекцией по управлению терминально-складским комплексом и Центром фирменного транспортного обслуживания РЖД появилась идея о необходимости ввести более мелкую тару для перевозки мелких и средних партий груза. Так называемые среднетоннажные модули будут востребованы в том числе для грузов в смешанном железнодорожно-водном сообщении и при организации агломерационных перевозок железнодорожным и автомобильным видами транспорта.

– Способны ли мини-контейнеры в некоторых отраслях полностью заменить перевозку 20- и 40-футовыми контейнерами и стать для грузовладельцев основной транспортировочной емкостью?

– Речь, скорее, идет не о полной замене каких-либо грузовых единиц, а о сегментировании рынка грузовых перевозок по объему контейнера. Каждый грузовладелец или экспедитор осуществляет этот выбор, исходя из достижения своей максимальной выгоды. Наша задача совместно с РЖД сделать это процесс технологичным, рациональным и экономически привлекательным. Среднетоннажные модули могут сократить объем использования крупнотоннажных контейнеров для перевозки сборных грузов. Кроме того, применение новой тары позволит привлечь дополнительной объем грузов с автомобильного транспорта.

– Какими преимуществами обладает 5-10-тонный контейнер по сравнению с привычными 20- и 40-футовыми контейнерами? Отличаются ли они с точки зрения прочностных характеристик?

– Основное преимущество – это сохранность мелких отправок, принятых к перевозке на складе грузоотправителя. Естественным образом отправка переходит на другие виды транспорта, не меняя своего статуса, оставаясь той же самой мелкой отправкой в среднетоннажном модуле вплоть до склада получателя. Прочностные характеристики соответствуют морским контейнерам ISO.

– Прорабатывается ли возможность разработки среднетоннажных рефрижераторных, иных контейнеров?

– Да, в настоящее время мы начали апробацию технологии обычными среднетоннажными модулями. Положительные результаты ее внедрения позволят нам перейти на следующий этап и разработать новые типы среднетоннажных модулей, в том числе изотермические и рефрижераторные.

– Что из себя представляет адаптер, который позволяет устанавливать контейнеры на фитинговые платформы? Сколько контейнеров можно поместить на одну платформу?

– Адаптер, или съемное оборудование является специализированной рамой, чья конструкция и расположение фитингов для крепления на платформе соответствуют конструкции нижней части 20-футового контейнера и позволяют как конструктор собирать грузовую единицу от 1 до 4 среднетоннажных модулей массой брутто 5 или 10 тонн. Максимальная вместимость адаптера: четыре 5-тонных или два 10-тонных модуля, но возможны и другие комбинации, в том числе с неполной загрузкой адаптера. Далее со сформированной грузовой единицей можно работать, как с 20-футовым контейнером на любом терминале и грузовом дворе существующими погрузочно-выгрузочными механизмами. Внешние размеры сформированной грузовой единицы как у 20-футового контейнера позволяют их перевозить в составе контейнерных поездов с размещением на вагоне-платформе с крупнотоннажными контейнерами, что было одной из задач при разработке новой транспортной тары.

– Есть ли промежуточные итоги по испытанию среднетоннажных контейнеров в дороге? Как контейнеры показали себя в пути?

– 1 декабря 2023 года к опытной перевозке был принят комплект новой транспортной тары с коммерческим грузом оператора «ВА Групп», отправлением с ТЛЦ «Белый Раст» (Московская область) и назначением до станции Белогорск (Амурская область) в составе контейнерного поезда. В настоящее время поезд находится в пути. Среднетоннажным модулям предстоит преодолеть более 7000 км в разных климатических зонах. В районе станции Могоча Забайкальской железной дороги прогнозируется температура окружающей среды ниже минус 35 С°.

Летом был проведен полный комплекс испытаний, в том числе и опытные перевозки по экспериментальному кольцу АО «ВНИИЖТ». Все испытания прошли успешно, поэтому уверен, что и результаты первой коммерческой перевозки также будут только положительными.

– Планируется ли наладка массового производства среднетоннажных контейнеров и съемного оборудования? Если да, то когда?

– В настоящее время ведется работа по разработке ГОСТ Р на съемное оборудование для получения статуса контейнера для этой разработки. После утверждения национального стандарта в 2024 году планируется запуск серийного производства новых устройств. Нами проведена работа с потенциальными заводами-производителями и получено их потенциальное согласие о поэтапном массовом производстве.

Беседовала Анна Маничева
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions