• Ставка на полувагон
    1138
    1.7 %
    руб./сут.
    сентябрь 2021
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2021Г. - 64 баллa
  • Финансы USD ЦБ РФ 73.08 0.32 EUR ЦБ РФ 86.12 -0.03
    BTC 45720.58 usd BTC 3325714.99 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.11.2020 10:45:28
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Железнодорожные перевозки в стадии осеннего потепления

Погрузка на сети ОАО «РЖД» в октябре 2020 года стабилизировалась: погружено 109,9 млн т (+0,3% к аналогичному периоду 2019 г.). Прирост зафиксирован впервые в текущем году.
Железнодорожные перевозки в стадии осеннего потепления
В первой половине октября железнодорожные перевозки стали набирать обороты: среднесуточная погрузка составила 3,5 млн т, что было на 0,3% больше, чем за первые 15 дней того же месяца прошлого года. Потом динамика слегка качнулась вниз, но позже вернулась в прежнее русло.

22 октября текущего года генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров сделал достаточно острожный прогноз: «В целом до конца года прогнозируется сохранение большинства тенденций в объемах перевозок грузов, наблюдаемых в январе – сентябре».

Напомним, что спад в динамике погрузки замедлился в августе, что обозначило курс на стабилизацию железнодорожных перевозок. Правда, в конце лета было сложно предугадать, насколько устойчивым окажется данный тренд.

Тем не менее конец октября дал надежду на то, что и ноябрь окажется не хуже октября. Правда, эксперты пока не берутся прогнозировать дальнейшие события. И все же есть шансы на то, что погрузка в последний месяц осени под влиянием низкой базы прошлого года останется в зеленой зоне – в диапазоне от +0,2% до +0,8%.

Что же изменилось?

Конечно же, свои поправки внесли перевозки угля. В октябре погрузка вернулась практически на прошлогодний уровень. Как обычно, был зафиксирован рост перевозок в сторону морских портов Дальнего Востока. Причем, как сообщили в крупной угольной компании, добывающие компании могли из Кузбасса отправить его и в большем количестве, но сеть не пропустила часть заявленных объемов в полувагонах.

При этом уголь на восток повезли не совсем обычным способом – через сухопутный погранпереход Забайкальск – Маньчжурия. А для того, чтобы уголь быстрее проследовал с перевалкой в пути с широкой колеи на китайскую, его погрузили в контейнеры с открытым верхом.

Правда, его отправили не из Кузбасса, а из ПАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение имени Е. П. Славского» (ППГХО), которое расположено на юго-востоке Читинской области. Его основная специализация – добыча урана. Соответственно ППГХО – актив «Росатома», в составе которого имеется разрез «Уртуйский», где добывают бурый уголь для ТЭЦ. 122 TEU с таким грузом общей массой более 4 тыс. т отправили в КНР.

Как пояснил начальник Забайкальского ТЦФТО Вячеслав Толмачев, для клиентов это, во-первых, возможность получить субсидирование перевозок по территории Китая, поскольку контейнерные перевозки имеют преференции, а во-вторых, возможность перевозки насыпных грузов в период ограничения приема полувагонов китайской стороной.

Вообще-то контейнерные перевозки относятся к высокодоходным грузам. Но на этот раз ОАО «РЖД» отправило их по ставкам второго класса. То есть отнесло их к среднедоходной номенклатуре. Конечно, уголь в полувагонах доставляют как низкодоходный груз. Но если сложить все преференции и сделать поправку на короткое плечо, то в данном случае можно сделать вывод об интересном логистическом сервисе, который был предоставлен ППГХО. Заметим, что у клиента и выхода другого не было (груз нельзя было отправить указанным маршрутом в полувагонах).

Как сообщил В. Толмачев, планируется сделать такие перевозки регулярными. И подобный продукт намечено предложить другим грузоотправителям, чьи станции отправления расположены неподалеку. Это приоткрывает секрет, какими именно контейнерными потоками в ОАО «РЖД» хотели бы частично заместить кузбасский уголь, который перевозят в полувагонах.

Правда, подобная прибавка в железнодорожную статистику пошла в зачет по графе «контейнерные грузы», которые выросли в октябре, по предварительным данным, примерно на одну пятую по сравнению с тем же месяцев 2019 года.

Если же говорить о погрузке угля как таковой, то, согласно оперативным данным ИПЕМ, в октябре составила 32,7 млн т. Объемы стабилизировались в связи с активными отправками угля в дальневосточные морские порты РФ. При этом сократился минус по другим направлениям – в частности, благодаря восстановлению перевозок через порт Мурманск.

Активизировались также отправки энергетического угля на внутренних маршрутах. Теплая погода позволила российским регионам пополнять запасы ТЭЦ несколько позже, чем обычно.

ГМК подтянулись

Несколько лучше, чем в сентябре, сложилась картина по горно-металлургическим грузам. Если за 10 месяцев текущего года минус в перевозках черных металлов составлял 10,2%, то в октябре он оказался на уровне -3,5%. Иными словами, улучшился на 6,5 п. п.

Прежде всего увеличился спрос на металлургическую продукцию в странах АТР. Появились и некоторые другие зоны роста, которые добавили погрузку не только в сторону Восточного полигона, но и на Северо-Западе. В частности, АО «Северсталь» поставило 2350 т труб большого диаметра через порт Санкт-Петербург в Хьюстон (США). Они были сварены на Ижорском заводе, но металлопрокат был доставлен по железной дороге из прокатного производства компании. «Учитывая успешный опыт и потенциал этого направления, мы продолжим фокусироваться на поиске выгодных экспортных направлений», – отметил директор по продажам энергетическим компаниям «Северстали» Александр Семенов.

При этом основным рынком экспорта для российских металлургов по-прежнему остается Юго-Восточная Азия. Активизации экспорта способствовало падение курса рубля по отношению к доллару: слабый рубль сильно сдвинул баланс погрузки в сторону экспорта, что помогло металлургам отчасти компенсировать спад внутреннего потребления. Причем слабый рубль даже позволил российским компаниям нарастить поставки оцинкованной стали в Европу.

Оживление коснулось также рынков кокса и металлолома, погрузка которых в октябре текущего года увеличилась, отметили в компании «Металлоинвест». Рост отправок последнего по железной дороге связан с началом сезона формирования зимних запасов у металлургов. В основном прибавку по лому сформировали внутренние перевозки, тяготеющие к Сибири и Уралу, а также вывоз сырья на экспорт.

Правда, указанный тренд на рынке ГМК пока нельзя считать устойчивым. На это, например, указывает и снижение погрузки железной руды до 10,3 млн т (-3,7%). Данный сегмент, заметим, еще недавно был в плюсе.

Положительный тренд

Стабилизации железнодорожных перевозок также способствовали минудобрения (рост погрузки о 5,1 млн т, +2% к октябрю 2019 г.). Причины те же, что и ранее.

Приостановилось сползание вниз погрузки цемента – прежде всего, согласно данным аналитического агентства «Амикрон-консалтинг», за счет активизации потребления в Уральском, Южном и Приволжском федеральных округах.

Увеличилась погрузка щебня до 11,9 млн т (+10,2%). Здесь прирост связан с вывозом накопленных на складах запасов для нужд дорожного строительства. При этом начиная с сентября производство щебенки стало сокращаться, как это обычно и бывает перед наступлением холодного сезона. Однако запасов пока хватает для роста железнодорожной погрузке, чему способствует и теплая погода.

Не погрузка, а зерновой экспресс

Основным драйвером на сети стало зерно: его погрузка выросла до 3,2 млн т (+33,3%). Здесь свою роль сыграла благоприятная мировая конъюнктура, субсидии на погрузку зерна, а также сервисы, предложенные на сети трейдерам. В ОАО «РЖД» говорят о поддержке продукта «Зерновой экспресс», который охватывает 17 основных направлений перевозок.

Поддержало рынок и предложение клиентам объектов инфраструктуры на грузовых дворах для накопления экспортных партий, уточнили в ОАО «РЖД». Правда, в наличии оказались небольшие элеваторы всего на 3 станциях. Только в перспективе их количество расширится: 6 элеваторов – в стадии строительства, еще 3 проекта – на этапе подписания соглашений о строительстве.

По данным руководителя аналитического центра «Русагротранса» Игоря Павенского, росту погрузки зерна в целом способствовал хороший урожай на фоне снижения валового сбора пшеницы в странах ЕС и на Украине, рост экспортных цен и ослабление курса рубля. А поскольку благодаря субсидиям зерно в первую очередь вывозят из центральных регионов и Поволжья, где недостаточно элеваторов, то неудивителен прирост погрузки на РЖД, отметил президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.

Свою роль также сыграло также предоставление ЦФТО скидок – 38% на экспорт зерна на короткие расстояния (до 400 км) в направлении российских портов Южного бассейна и 50% – на перевозки зерна через погранпереход Самур в сторону Азербайджана.

Нефть в своем репертуаре

Погрузка могла бы выглядеть лучше, если бы в октябре 2020 года не просели нефтегрузы – до 16,8 млн т (-11,1%). Правда, достигнутый уровень на 3,4 п. п. лучше, чем в сентябре, но на 1,3 п. п. хуже, чем за 10 месяцев текущего года. Это указывает на нестабильность данного сегмента рынка.

Динамика погрузки данной номенклатуры корреспондировалась с динамикой добычи нефти: в октябре 2020-го в РФ, по данным ЦДУ ТЭК, она сократилась на 11,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Динамика железнодорожной погрузки также сопоставима с размером сокращения производств бензина (-11,6%).

Уточним, что ранее разница между этими показателями была существенной, что указывало на определенный переток нефтепродуктов на другие виды транспорта. В октябре, как полагают эксперты, этот процесс приостановился.

Напомним, что   эти и другие актуальные для рынка вопросы будут обсуждаться на XVIII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», которая пройдет 10 декабря 2020 года в г. Москве (отель «Бородино», Русаковская ул., д.5, стр.13).  Девиз мероприятия - «Разговор без купюр»

 XVIII Международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» пройдет в формате офлайн при соблюдении необходимых мер безопасности и с возможностью онлайн участия. 
В рамках  деловой программы мероприятия запланирована пленарная дискуссия на тему «Грузовые перевозки: что ждет участников рынка», два экспертных диалога – «Тарифный вопрос: ожидание и реальность» и «Цифровые технологии: сервис навстречу клиенту», а также две панельные дискуссии: «Из вагона в контейнер, или Как ускорить темпы контейнеризации?» и «Цифровые технологии: сервис навстречу клиенту».

Ежегодно международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство»  привлекает более 300 участников – руководителей транспортно-логистических, стивидорных, операторских компаний, представителей грузогенерирующих промышленных предприятий, отраслевых ведомств и органов власти, а также экспертов. Столь многочисленная и разнообразная аудитория создает возможность для налаживания полезных связей и живого общения непосредственно на площадке конференции. 

Зарегистрироваться для участия в мероприятии можно здесь, по тел. +7 812 418 34 90 или по эл. почте conf@rzd-partner.ru 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 1998-2021 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions