+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.05.2023 10:24:38
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Суд обязал Siemens выполнить ремонт Сапсанов согласно договору: как будет исполняться решение

В мае 2022 года Siemens перестала исполнять контракт с ОАО «РЖД» и расторгла его в одностороннем порядке из-за санкций на поставку, доставку и вывоз транспортных средств в Россию или для применения на ее территории. Кто прав, а кто виноват редакции “РЖД-Партнер” рассказали эксперты в сфере юриспруденции.
Детали дела

“Арбитражный суд Москвы 16 ноября 2022 года начал рассмотрение крупного иска ОАО «РЖД» к немецкой компании Der Siemens Aktiengesellschaft. Истец настаивает на признании одностороннего расторжения договора о техобслуживании и наладке 294 электропоездов недействительным. Он также требует обязать ответчика исполнять взятые на себя в 2011 году обязательства. В основе дела лежит контракт за номером 1025 от 7 сентября 2011 года. На фоне санкций компания в одностороннем порядке расторгла его”, - рассказал редакции Александр Бударагин, юрист, руководитель юридической группы.

Апелляционный суд Москвы вынес решение о взыскании с ответчиков судебной неустойки в размере более 16 млн рублей за каждый день неисполнения работ с даты вступления судебного акта в законную силу.

“Суды согласились с безусловным наличием препятствий для РЖД в осуществлении надлежащей правовой защиты в международном арбитраже, что рассматривалось как препятствие в доступе к правосудию”, - добавил Сергей Чекмарев, юрист, глава Центра правовой помощи Сергея Чекмарева в Нижнем Новгороде.

РЖД инициировали серию исков к Siemens, требуя обязать концерн исполнять ранее заключенные контракты, в том числе на обслуживание и ремонт электропоездов. Арбитраж запретил ответчику инициировать судебные разбирательства в международном арбитражном суде по двум договорам с РЖД — на ремонт и обслуживание высокоскоростных поездов «Сапсан» и техническое обслуживание, ремонт гидравлической системы торможения, сортировки и управления сортировочной горкой на сортировочной станции Лужская в Ленобласти.

В конце сентября 2022 года истец уточнил размер исковых требований, но сумма в материалах дела пока не раскрывается. Также в начале октября 2022 года ответчик подал ходатайство об ознакомлении с материалами дела.

Однако, по словам Сергея Александровича, из анализа указанных Регламентов ЕС прямо не следует запрет на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту поездов, а также запрет на поставку запасных частей, материалов для ремонта и обслуживания таких поездов, поскольку он касается исключительно поставки самих вагонов и электропоездов, а также транспортных средств для обслуживания и ремонта.

Более того, сам по себе факт запрета на поставку каких-либо запасных частей не давал основания для вывода о невозможности исполнения договора в целом, с учетом его предмета, включающего в себя не только ремонт, но и техническое обслуживание. Кроме этого, суды учли, что в соответствии с договором между сторонами, на все их правовые отношения распространяется право Федеративной Республики Германия.

Гражданские правоотношения, в том числе связанные с заключением, исполнением и прекращением договоров, в Германии регулируются Германским Гражданским Уложением (далее – ГГУ). Суды применили положения указанного закона. В соответствии с положениями Германского гражданского уложения, и аналогичными положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, должник обязан осуществлять исполнение добросовестно, как этого требуют обычаи оборота.

Приговор

«Также арбитражный суд Москвы 28 февраля 2023 года обязал Siemens Mobility GmbH исполнить обязательства по договору от 2019 года на поставку ОАО «Российские железные дороги» 13 высокоскоростных электропоездов «Сапсан». Суд признал одностороннее расторжение компанией Siemens договора с РЖД недействительным. Так, соглашение на закупку и техническое обслуживание новых «Сапсанов» заключили в июне 2019 года. Siemens Mobility и АО «Группа «Синара» должны были поставить 13 десятков вагонных составов с сентября 2022 по июль 2023 года», - добавил Александр Александрович .

По мнению эксперта все санкции, применяемые против юридических и физических лиц, не имеют правового основания. Значит компания Siemens должна, как считает эксперт, отвечать по обязательствам в любом случае.

“С точки зрения экономической надежности, в случае неисполнения ее обязательств, другие организации не захотят заключать такие крупные контракты. И данные организации будут находиться не только на территории РФ”, - заключил Александр Александрович.

Однако в силу установления недружественными государствами санкций в отношении Российской Федерации и его отдельных предприятий, положения международного права при разрешении конфликтов становятся малоисполнимыми, так как решения национальных судов должны быть признаны судебными органами государств, в которых судебные акты должны исполняться.

Поэтому РЖД свои исковые требования предъявляло не только к иностранному контрагенту, но и к его аффилированному лицу, зарегистрированным и осуществляющим хозяйственную деятельность в российской юрисдикции, которое, как установлено судом, обязано нести солидарную ответственность.

В соответствии со статьей 383 Гражданского кодекса Российской Федерации, при солидарной обязанности должников, кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.

ООО «Сименс Мобильность» зарегистрировано в Москве, обязано вести деятельность по российским законам и соблюдать их. Вынесенное постановление суда апелляционной инстанции вступает в силу с даты его изготовления в полном объеме. ОАО «Российские железные дороги», получив исполнительный лист, имеет право предъявить его к исполнению именно этой компании, а не иностранному контрагенту. Принудительное исполнение судебного акта, в случае если российский должник «Сименс» не исполнит его самостоятельно, будут осуществлять должностные лица службы судебных приставов, используя все полномочия, предоставленные Федеральным законом «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» от 21.07.1997 N 118-ФЗ и Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ.

Таким образом, полагают эксперты, просто «закрыть глаза на иск» не получится.

С 1 июня 2022 года все услуги по сервису электропоездов "Сапсан" и "Ласточка" передали в ООО "ВСМ-Сервис". По договору с АО "РЖД" эта компания выполняет техническое обслуживание составов на тех же площадках, где раньше работала "Сименс мобильность".

Сейчас в "ВСМ-Сервис" входят 14 подразделений. Они обслуживают 20 составов "Сапсана" и 274 электрички "Ласточка". "Сапсаны" должны проходить техобслуживание каждые восемь суток (примерно через 11 000 км), а ремонты — примерно раз в 2,5 года. Все ремонты выполняют в специализированном депо в Петербурге.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions