+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.04.2020 09:43:29
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Сроки первого этапа расширения БАМа и Транссиба продлены до 2021 года

Правительство РФ утвердило продление сроков модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской магистралей (Транссиб) до 2021 года с одновременным снижением объема капитальных вложений в проект в ценах соответствующих лет с 562,4 млрд до 520,5 млрд руб. (без НДС). Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на распоряжение кабмина.

В частности, на 2 года сдвинулись сроки окончания фазы строительства и эксплуатации. Так, фаза строительства установлена на 2013–2021 гг., фаза эксплуатации – с 2022-го. Ранее эти сроки были установлены в 2012–2019 гг. и в 2020 году соответственно.

Напомним, что первый этап развития железных дорог Восточного полигона предполагал увеличение в 2020 году провозной способности БАМа и Транссиба в направлении морских портов и погранпереходов Дальнего Востока до 124,9 млн т. Второй этап развития магистралей, реализация которого позволит увеличить пропускную способность БАМа и Транссиба до 180 млн т в год, планировалось завершить в 2024-м.

Сейчас, согласно целям Транспортной стратегии РФ на период до 2035 года, суммарная провозная способность БАМа и Транссиба должна быть доведена до 182 млн т к 2024-му и до 305 млн т к 2035 году.

Ровно год назад, в апреле 2019-го, Счетная палата указывала на то, что в 2018-м РЖД не уложились в должные сроки реализации инвестиционных проектов, особенно это было заметно в отношении модернизации магистралей Восточного полигона. Но в сентябре прошлого года министр транспорта Евгений Дитрих утверждал, что модернизация БАМа и Транссиба уложится в заявленные сроки.

Более того, в феврале этого года сообщалось о том, что ОАО «РЖД» подготовило план по ускоренному развитию железных дорог Восточного полигона. Срок реализации планировали сократить на 1–2 года. Планировалось ускорить в том числе строительство дополнительных железнодорожных путей и развитие станций на участках Мариинск – Тайшет (ВСЖД), Междуреченск – Тайшет (КрасЖД), Хабаровск – Находка (ДВЖД). В частности, в декабре начальник Красноярской железной дороги Вадим Владимиров сообщал, что РЖД вложат в комплексное развитие железнодорожной линии Междуреченск – Тайшет 110 млрд руб. в 2020–2024 гг. Еще часть объектов, срок работ по которым должен был сократиться, относятся к проекту РЖД по скоростной доставке контейнеров от дальневосточных портов к западным границам России.

Получить оперативный комментарий от представителя ОАО «РЖД» пока не удалось.

Заместитель директора группы корпоративных рейтингов АКРА Анастасия Малюгина связывает сокращение финансирования и перенос сроков с текущей нагрузкой на денежный поток, который в настоящее время испытывает РЖД в связи с уменьшением объемов грузоперевозки по своей сети и еще большим падением пассажирооборота.

В такой ситуации реализация проекта в срок и в ранее запланированном стоимостном объеме могла бы привести к необходимости увеличения кредитных заимствований со стороны РЖД и, как следствие, превышению целевых показателей долговой нагрузки, поясняет она.

Вместе с тем сооснователь российской логистической компании STS Logistics Владимир Дорохов не стал бы говорить о каком-то нововведении от правительства.

Недофинансирование проекта развития Восточного полигона – уже свершившийся факт. Известно, что из 562,4 млрд руб. на 2018 год было освоено всего 344,4 млрд. Такое отставание, естественно, привело к переносу сроков окончания первого этапа проекта, отмечает он.

«На реализацию второго этапа проекта с 2020 по 2023 год выделено 544,5 млрд руб. В отличие от первого этапа этот бюджет финансируется только за счет средств РЖД. Конечно, правительство РФ может влиять и на этот факт, но это уже другие механизмы.

Естественно, в случае недостатка средств часть планировавшейся инфраструктуры не будет достроена, что отрицательно скажется на динамике роста пропускной способности Транссиба и БАМа», говорит В. Дорохов.

По мнению экспертов, вопрос влияния переносов сроков необходимо рассматривать в рамках текущего спроса на рост грузопотока. Несмотря на падение рубля и повышение привлекательности российских экспортных грузов, в посткризисный период, как правило, грузопоток снижается.

«Вполне может быть, что на фоне текущего рассмотрения вопроса об отказе от части пассажирских поездов, пропускной способности Восточного полигона может хватить на ближайшую перспективу, на которую и нацелено срезание финансирования проекта», – делится мнением В.Дорохов.

В то же время многие грузоотправители пока опасаются делать какие-либо прогнозы о последствиях переноса сроков и финансирования в нынешней непростой экономической ситуации.

Заместитель генерального директора по железно­дорожному транспорту ООО «Трансметкокс» (входит в структуру «Холдинг «Сибуглемет») Евгений Кузнецов предполагает возможное падение объема перевозки, в том числе и на Восток. В том числе в связи с тем, что сейчас сокращаются объемы производства металлов в связи с приостановкой деятельности ряда предприятий, а также с падением спроса.

«Последствия переноса сроков и снижение объемов финансирования по Восточному полигону невозможно пока оценить, потому что никто не понимает, сколько продлится ситуация с остановкой промышленности», – комментирует он.

Напомним, что по оценкам Института проблем естественных монополий, промышленное производство в России в марте сократилось на 1,2%. Помимо снижения погрузки еще одной главной негативной тенденцией в промышленности в марте стало снижение энергопотребления.

Мнение о том, что сокращение финансирование проекта модернизации – это фактически фиксация сегодняшнего состояния проекта, закрепление в бюджете реально требуемых на его реализацию средств, высказывает генеральный директор ООО «АБЦ-Рейл» Артур Нурмухамедов. Он напоминает, что в ходе работ по модернизации планы по различным участкам не раз пересматривались, менялись подрядчики, от ряда изначальных решений было решено отказаться.

«Компания во многом под давлением со стороны государства нашла возможность ужать смету за счет более плотной работы с подрядчиками и поставщиками. Я уверен, что сокращение бюджета – это не отказ от проектов увеличения пропускной способности, а итоги работы по оптимизации финансовой части проекта», – говорит он.

Это же касается и увеличения срока реализации. «Уже понятно, что и без экономики пандемии исполнить работы в срок не представлялось возможным, а сейчас появился хороший повод сдвинуть весь график вправо, сохранив лицо. Конечно, смещение сроков не радует операторов. Но, справедливости ради, все мы прекрасно понимали, что этот пересмотр будет. Главное, чтобы эти новые сроки оказались реалистичными», – делится А. Нурмухамедов.

Напомним, что осенью сообщалось, что потребители договорились с монополией о создании рабочей группы, которая утвердит первоочередные мероприятия по БАМу и Транссибу, вписывающиеся в сокращенный бюджет.

12 декабря экс-премьер Дмитрий Медведев поручил ОАО «РЖД» актуализировать детальный план мероприятий по БАМу и Транссибу, а 20 декабря Максим Акимов, тогда бывший профильным вице-премьером, поручил до 1 февраля сформировать перечень проектов. Но Минтранс, Минэнерго и РЖД не представили в правительство в срок до 1 февраля перечень ключевых объектов развития Восточного полигона на 2020–2021 гг., основной причиной стали разногласия по срокам исполнения. Сам список работ был согласован как грузоотправителями, так и блоком движения РЖД и Минэнерго, однако но сроки не устроили строительный блок монополии. 

1 апреля Минтранс России совместно с РЖД утвердил перечень объектов капитального строительства, необходимых для развития железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба.

Счетная палата РФ начала проверку результатов реализации проекта по модернизации БАМа и Транссиба. Результаты работы пока еще не представлены.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions