+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.04.2021 11:22:19
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Безальтернативность водного транспорта в Ленском бассейне останется неизменной

В некоторых речных бассейнах страны на внутренних водных путях уже началась навигация, а некоторые только готовятся, оценивая ледовую обстановку. Вопросы о том, какой ждать нынешнюю навигацию на реках и изменится ли грузовая база, РЖД-Партнер задал руководителю ФБУ «Администрация Ленского бассейна» Андрею Сахарову.
Безальтернативность водного транспорта в Ленском бассейне останется неизменной
– Андрей Иванович, как в целом можно охарактеризовать начало навигации-2021?

 – В связи с ранним началом ледохода на реке Лене навигация 2020 года открывалась ранее плановых дат, установленных распоряжением Росморречфлота. В целом гидрологическая ситуация по реке Лене в навигацию прошлого года характеризовалась как близкая к маловодной, а на арктических реках Яне и Индигирке – как маловодная. И если на реке Лене ограничения движения судов по осадке не вводились, то на арктических реках Яне и Индигирке вследствие низких уровней воды такие ограничения действовали в августе и сентябре прошлого года.

Согласно прогнозу ожидаемых наивысших уровней воды половодья и сроков вскрытия рек Иркутской области в 2021 году, вскрытие реки Лены на участке Качуг – Усть-Кут ожидается в третьей декаде апреля, на участке Киренск – Визирный – в первой декаде мая.

Другими словами, начало навигации 2021 года в Ленском бассейне в границах Иркутской области с учетом прохождения ледохода и очищения водных путей ото льда можно ожидать раньше установленных сроков.

 – Ожидаются ли ограничения по осадке судов?

 – Низкие уровни воды для речников и путейцев Ленского бассейна становятся обычным явлением. Ежегодное маловодье, приводящее к снижению уровней воды ниже проектных отметок, наблюдается как на участках основной магистрали – реке Лене, так и на ее боковых притоках и арктических реках Яне и Индигирке начиная с 2013-го.

Кроме этого, в последние годы к продолжительной низкой межени прибавился дым от лесных пожаров, который приводит к практически нулевой видимости на внутренних водных путях. В результате мы вынуждены вводить на участках водных путей ограничения и запреты на движения судов.

Будут ли вводиться ограничения для движения судов в навигацию 2021 года, сейчас трудно сказать. Все будет зависеть от величины снегозапасов, температурного режима в период ледохода и количества паводкообразующих осадков, проходящих в течение навигации в водосборных бассейнах рек Северо-Востока России (реки Лена, Вилюй, Алдан, Яна, Индигирка, Колыма и их притоки).

 – Какие основные проблемы могут возникнуть при навигации 2021 года?

 – Помимо перечисленных негативных факторов природного характера – лесных пожаров и маловодья, – навигация осложнена необходимостью работать в режиме повышенной готовности на фоне пандемии коронавирусной инфекции. В начале навигации не исключены проблемы со своевременным комплектовании экипажей судов и доставкой их к месту работы, в частности, в арктические районы водных путей.

 – В таких условиях ожидаются ли изменения внутри номенклатуры? Каковы Ваши прогнозы по динамике общего объема грузоперевозок в текущем году?

 – Общий объем завоза жизнеобеспечивающих грузов и грузов, связанных со строительством магистрального газопровода «Сила Сибири», в этом году можно спрогнозировать в районе 1700–1800 тыс. т. С учетом потребности коммерческих предприятий общий планируемый объем грузов, перевозимых внутренним водным транспортом в границах Ленского бассейна в 2021 году, прогнозируется в размере около 2,7 млн т.

Номенклатурный состав перевозимых грузов также достаточно стабилен: около 70% – сухогрузы и, соответственно, 30% – нефтеналив. При изменении планов у грузовладельцев нефтегазового сектора экономики возможен рост грузоперевозок. В основном это будут сухогрузы – трубная продукция, груза производственно-технического назначения, нерудные строительные материалы.

 – Прогнозируется ли дальнейший уход грузов с реки на железнодорожный и автомобильный транспорт?

 – Вследствие обширности территории Ленского бассейна, низкой транспортной доступности населенных пунктов водные пути Северо-Востока России являются безальтернативными путями сообщения, по которым осуществляется массовая доставка жизнеобеспечивающих и промышленных грузов в центральные и арктические районы Якутии, севера Иркутской области. В Ленском бассейне водных путей берут начало грузопотоки в порт Певек Чукотского автономного округа и Хатанга Красноярского края.

Тем не менее маловодье на Верхней Лене, принимающее с 2013 года стабильный характер, вносит коррективы в планы грузоотправителей, которые все чаще выбирают в качестве пункта перевалки с железнодорожного транспорта на водный железнодорожную станцию Нижний Бестях. Со строительством мостового перехода через реку Лену в районе Якутска роль грузовых терминалов в районе ст. Нижний Бестях и города Якутска только возрастет.

Роль внутреннего водного транспорта в этих условиях не претерпит серьезных изменений, изменятся направления грузопотоков и их грузонапряженность, но в силу неразвитой наземной сети автомобильных дорог круглогодичного действия, безальтернативность водного транспорта в Ленском бассейне останется неизменной.

 – А как Вы бы охарактеризовали нынешнее общее состояние речного транспортного флота? Изменилось ли оно за последний год? В какую сторону?

 – По состоянию на 1 января 2020 года в Ленском бассейне внутренних водных путей зарегистрировано 1677 судов различных видов.

Основной проблемой внутреннего водного транспорта является старение и постепенный вывод судов из эксплуатации. Грузовой флот имеет сверхнормативный срок эксплуатации: средний возраст судов составляет более 39 лет при нормативном сроке – 24 года. Доля относительно нового флота со сроком эксплуатации до 10 лет составляет менее 11%. В ФБУ «Администрация Ленского бассейна» количество технического флота составляет 337 ед. со средним возрастом 38,7 года.

Кроме старения флота, острой проблемой судовладельцев Ленского бассейна является реализация требований Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, согласно которым нефтеналивные суда грузоподъемностью более 200 т, не имеющие двойных бортов и двойного дна, запрещается эксплуатировать после 1 января 2025 года. Учитывая критическое устаревание флота Ленского бассейна, в настоящее время реализуется первый этап комплексного проекта «Модернизация и развитие российских мощностей по созданию современного речного флота для внутренних водных путей», идет работа по созданию высокотехнологичной Жатайской судоверфи.

Исходя из целей строительства судоверфи, основной объем производственной программы рассчитан на строительство грузового флота, обеспечивающий завоз грузов в труднодоступные районы Республики Саха (Якутия). Кроме этого, будут строиться суда технического флота для обслуживания внутренних водных путей, пассажирские суда для перевозки по социально значимым маршрутам, промысловые суда для добычи транспортировки рыбной продукции.

Кроме этого, продолжается строительство судов в соответствии с подпрограммой «Внутренний водный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России». В настоящее время для Ленского бассейна дополнительно к ранее полученным с 2010 года 8 судам технического флота, из которых был землесос с технической производительностью по грунту 1000 м³/ч, строятся еще четыре путейских судна.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions