+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.12.2023 17:02:17
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Севморпуть прирастет грузовладельцами, уходящими из Суэцкого канала

Еще один транспортный морской коридор появится к 1 апреля в России, его создадут на базе Севморпути. Соответствующее предложение представят президенту России уже к 1 апреля. Участники рынка не исключают, что число пользователей возрастет и за счет транзитных грузов, в 2023 году они составит 2,1 млн тонн. Рекорд 2021 года – 2 млн тонн.
Севморпуть прирастет грузовладельцами, уходящими из Суэцкого канала
Севморпуть получит контур

Вдоль Севморпути расположено свыше 70 портов и перевалочных баз: крупные объекты есть в Нарьян-Маре, Сабетте, Игарке, Диксоне, Дудинке, Тикси, Певеке и Бухте Провидения. Но сейчас в Севморпуть не входит огромный перечень крупных портов Севера: Мурманск, Архангельск, Онега, Кандалакша – на западе и Петропавловск-Камчатский на востоке. Кроме того, в МТК намерены ввести устья крупных сибирских рек – Оби, Лены и Енисея.

В сентябре 2023 года пробный субсидированный заход судна «Северный проект» принял порт Магадан. Участники рынка называют его первопроходцем расширения Севморпути. На маршрут ориентируются автоперевозчики, в уходящем году о желании снизить расходы на логистику и протестировать Севморпуть заявила компания ПЭК. Она протестировала путь по русской Арктике через порты Мурманска и Архангельска. Результатами в компании остались довольны.

«Северный морской путь – единственный стабильно работающий в зимний период коридор для перевозки грузов в отдаленные города Восточной Сибири, такие как Норильск, Дудинка, Алыкель, Талнах, Кайеркан, Оганер», – сказал Сергей Моисеенков, директор по франчайзингу ПЭК.

Подсчитано, транзитное время доставки из Москвы в Норильск по Севморпути составляет максимум 34 рабочих дня. В весенне-летний период срок доставки может быть сокращен более чем вдвое, до 10 рабочих дней: грузы в Норильск пойдут речным транспортом по реке Енисей в порт Дудинки, с последующей доставкой автотранспортом до конечной точки назначения. На направлении курсируют баржи вместимостью не менее 10 тыс. тонн. Срок доставки грузов из Токио в Лондон, если они идут не через Суэцкий канал, а по Севморпути, сокращается вдвое, до 20 дней. Такие цифры предоставляют иностранцы, которые также намерены выйти на маршрут через русскую Арктику. Китайская Newnew Shipping Line уже вышла на маршрут, расчетное транзитное время в пути от порта Санкт-Петербург до порта Шанхай, в зависимости от ледовой обстановки, – в среднем 28 дней. Для сравнения, путь через Суэцкий канал занимает 45–50 дней. И здесь еще одно захватывающее дух направление, об этом заявил Алексей Лихачев, генеральный директор госкорпорации по атомной энергии «Росатом», выступая на ПМЭФ-2023 – перевод десятков, а то и млн тонн международного транзита через более короткий и эффективный путь.

Транзит по Севморпути в 2023 году достигнет, по прогнозам, рекорда в 2,1 млн тонн. Общий объем грузоперевозок в январе – октябре уже составил 31,4 млн тонн, это на 6% больше, чем годом ранее. Предыдущий рекорд фиксировали в 2021 году, он составил 2 млн тонн.

Севморпуть поможет загранице

За один час простоя в Суэцком канале мировые компании теряют по $400 млн, об этом на ПМЭФ-2023 сказал Сергей Иванов, спецпредставитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта.

«Умножьте $400 млн на 24 часа и на то количество дней, на которое заблокировали движение по Суэцкому каналу. Надо что-то дальше объяснять? Я не критикую Суэцкий канал», – говорит он.

Даже небольшие нарушения судоходства в Суэцком канале приводят к глобальным срывам поставок, соглашается Султан Ахмед Бин Сулайем. По его подсчетам участники глобальной логистики вынуждены бороться с нарушением логистических цепочек последние несколько лет.

«На протяжении на последних 60 лет никто не вводил в эксплуатацию новые маршруты, которые бы объединяли центры мировой торговли. И Севморпуть – это большое достижение», – отметил он.

Северный морской путь пролегает вдоль северного побережья России – это кратчайший путь от Атлантического океана до Тихого, он на 40% короче транспортного маршрута через Суэцкий канал. Последний бесшлюзовый судоходный канал в Египте. Он соединяет Средиземное и Красное моря. Зона канала считается условной границей между двумя материками: Евразией и Африкой. Судоходная артерия обеспечивает примерно 12% мировой торговли, каждый день по нему проходят порядка 50 судов. Данный морской путь является нейтральным международным коридором, рассуждает Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли. Однако даже нейтральные транспортные коридоры полны «подводных течений».

«Правительство России планирует увеличить торгово-экономический оборот между Африкой и Россией, но экспорт грузов во многом зависит от построения грамотных логистических маршрутов. На данный момент Россия сотрудничает в основном со странами, имеющими порты на Средиземном море. Более 70% товарооборота России с Африканским континентом сегодня обеспечивают Египет, Алжир, Марокко, Тунис и ЮАР. Сложности в поставках могут привести к скачку цен на продовольствие в странах Африки, оказывая дополнительное давление на экономику континента», – продолжает эксперт.

Тузов не исключает, что логистику в Африку построят по Севморпути. В защиту этого утверждения он ссылается на соглашение между Россией и Ираном об использовании в МТК Север – Юг маршрута от Санкт-Петербурга до Персидского залива. Геополитические конфликты также повысили у участников рынка транспортные издержки: цены на фрахт выросли на 50% по 16 маршрутам, при этом наибольший рост стоимости фрахта отмечается на направлениях, проходящих через Средиземное море, подчеркивает Тузов. Но даже скачок цен никак не сказывается на скорости доставки, она увеличивается.

Частный бизнес инвестирует в Севморпуть

Объем инвестиций в проекты, связанные с русской Арктикой, достигнет порядка 19,5 трлн руб. к 2035 году. Из них около 18,5 млрд руб. – частные, еще 0,68 млрд вложит федеральный бюджет, 0,33 млрд – «Росатом». Рост инвестиций в дальневосточные и арктические регионы за последние десять лет уже составил 39%. Количество резидентов в русской Арктике с сентября 2022 года до июля 2023 года увеличилось на 25%. К СМП, подчеркнем, проявляют интерес крупные зарубежные игроки. Ряд из них уже участвует в крупных арктических проектах, таких как, например, «Арктик СПГ-2», доли в котором, помимо «НОВАТЭКа», имеют французские, китайские и японские компании. Совместно с компанией DP World из ОАЭ «Росатом» намерен запустить новую контейнерную линию для транзита грузов по арктическому направлению. В аналогичной линии выражал заинтересованность и Бхарат (Индия) – для обсуждения этого вопроса туда в начале года даже специально летал глава Минвостокразвития Алексей Чекунков.

Размер ожидаемых налоговых поступлений от реализации проектов, связанных с Севморпутем, за период до 2035 года оценивается почти в 21 трлн рублей.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions