• Ставка на полувагон
    %
    руб./сут.
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2021Г. - 64 баллa
  • Финансы USD ЦБ РФ 71.86 -0.02 EUR ЦБ РФ 83 -0.09
    BTC 57657.49 usd BTC 4143267.23 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.04.2020 15:05:56
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Встречайте тематический выпуск журнала РЖД-Партнер КОНТЕЙНЕР!

В этом номере (№ 7 (419) мы подготовили для Вас серию аналитических материалов, посвященных различным аспектам развития рынка контейнерных перевозок, а также и ряд других актуальных материалов:
Встречайте тематический выпуск журнала РЖД-Партнер КОНТЕЙНЕР!
Уже сейчас очевидно: коронавирус для экономики аукнется значительными потерями, а для транспортной отрасли в частности – изменением логистических цепочек, снижением погрузки и товарооборота.

Из-за падения спроса на пассажирские перевозки ОАО «РЖД» отменило часть поездов внутри страны, в том числе сократило частоту движения «Сапсанов» между Москвой и Санкт-Петербургом. Был отменен и ряд поездов, курсирующих на Восточном полигоне.

По данным ОАО «РЖД», погрузка на сети в марте составила 106,6 млн т, что на 5,5% меньше марта прошлого года. Пик спада погрузки еще впереди, так как только к концу марта началась волна приостановки предприятий и существенное сокращение спроса на транспортировку грузов. Кстати, по мнению самих грузовладельцев, свободные нитки пассажирского графика можно использовать для увеличения пропуска грузовых поездов на аналогичных участках. Через лимитирующие направления было снято до восьми пассажирских поездов. Прогнозируется, что данное решение позволит увеличить пропускную способность в грузовом движении до 12 поездов в сутки, что даст дополнительную погрузку 1,5–2 млн т в месяц. На восточном направлении наблюдается избыток грузов, которым просто нужно разрешить туда проехать.

Добавим, что, по оценке исследовательского агентства M. A. Research, падение объема перевозок во всех сегментах рынка транспортных услуг может составить 5–7%. А положительная динамика по грузообороту возможна только на автомобильном транспорте в результате увеличения дальности внутрироссийских перевозок, а также динамичного развития сегмента e-commerce.

Какова глубина падения в сегментах транспортной отрасли на данный момент – в статье «Грузопотоки vs коронавирус. Кто выйдет в дамки?»

По итогам прошлого года, по данным ОАО «РЖД», на сети было перевезено 5 млн TEU, общий прирост грузов в контейнерах составил 12,6% к аналогичному периоду 2018-го.

В 2020 году компания планирует перевезти 6 млн контейнеров TEU.

«На сегодняшний день паники на рынке контейнерных перевозок я не вижу, – говорит генеральный секретарь Международного координационного совета по трансъевразийским перевозкам (КСТП) Геннадий Бессонов. – Железнодорожные контейнерные перевозки – наиболее динамично развивающийся сегмент транспортного рынка. За 2 месяца этого года, несмотря на возникновение определенных проблем, связанных с распространением коронавируса и, как следствие, кризисом в экономике, увеличение объемов перевозок по сети РЖД в целом составляет 15% к аналогичному периоду прошлого года». 
По его словам, налаженные контейнерные сервисы, основанные на обеспечении стабильного транзитного времени, на фоне закрытия пассажирского авиа- и железнодорожного сообщения открывают сейчас большие перспективы для развития перевозок железнодорожным транспортом. «Безусловно, для того чтобы реализовать имеющийся потенциал, и железнодорожная инфраструктура на всем протяжении трансъевразийских маршрутов, и логистические технологии, и координация государственных служб должны находиться на соответствующем уровне», – заметил Г. Бессонов. 

О том, как развивается рынок контейнерных перевозок сейчас, чем ему грозит отмена китайских дотаций и какое влияние на него может оказать распространение коронавируса – читайте в эксклюзивном интервью с главой КСТП «Задача крайне сложная, но я оптимист».

За последние 5 лет грузооборот на Восточном полигоне вырос на 25%, а к концу этого года прогнозируется увеличение еще на 4%. Растущая нагрузка на инфраструктуру требует и расширенной ремонтной программы. Так, в 2019-м на ДВЖД был выполнен наибольший на сети объем капитальных работ: различными видами ремонта было оздоровлено 679 км пути. В этом году на магистрали ремонтом будет охвачено уже почти 700 км пути. Приоритетной задачей станет реконструкция станций и строительство вторых путей для увеличения пропускной способности инфраструктуры Восточного полигона. Общий объем работ на участках БАМа составит 257,8 км, на участках Транссиба – 294,1 км.

В целом объем ремонта путей на Дальневосточной железной дороге (ДВЖД) увеличен на 16%. Но будет ли это способствовать минимизации потерь, росту скорости и уменьшению количества брошенных поездов? Несмотря на амбициозные задачи по запланированному объему работ и поставке новой техники на ДВЖД, грузовладельцы, в том числе опрашиваемые в рамках ежеквартального исследования журнала РЖД-Партнер «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте», продолжают обращать внимание на проблему с брошенными поездами. По информации ЦДИ ОАО «РЖД», по состоянию на середину февраля на сети простаивало более 1,8 тыс. брошенных поездов, или более 110 тыс. вагонов. И именно Дальневосточная железная дорога является лидером среди всех других магистралей по брошенным поездам. Подробности – в материале «Восточный полигон: как попасть в окна роста?»

В сложившейся непростой ситуации можно найти способы установления на сети РЖД необходимого баланса парка. Но для этого необходимо четко понимать, с какими именно рисками приходится сейчас сталкиваться участникам рынка, и найти те инструменты, которые позволят добиться улучшений. Президент Ассоциации перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта Владимир Прокофьев попробовал разобраться в сути накопившихся проблем.

«Реформирование железных дорог России помогло сделать важный шаг вперед: была выделена вагонная составляющая. Это позволило решить проблему нехватки вагонов на сети и способствовало обновлению парка. Однако это же впоследствии породило и негативные явления, в том числе нерегулируемое строительство новых вагонов, – отмечает В. Прокофьев. – Учитывая желание операторов работать на наиболее выгодных направлениях, наличие более 8 тыс. км узких мест, недостаток инфраструктуры в направлении Дальнего Востока и особенности передислокации собственного вагонного парка, ОАО «РЖД» вынуждено искать варианты возможных решений всех этих сложных вопросов. Варианты у монополии получились не очень удачные, и уж тем более их нельзя назвать популярными». По словам эксперта, инструменты регулирования профицита парка лежат на поверхности: главное – просчитать грузовую базу хотя бы на 3–6 лет вперед и разрешать строительство вагонов только при наличии груза под них.

«Не хочется сгущать краски, но сегодня приходится признать: финансовые риски настолько выросли, что можно ожидать наступления момента истины и для операторов, и для ОАО «РЖД». Значительное падение объемов перевозок, избыток вагонного парка, дикие цены на запчасти – вот далеко не полный перечень проблем, с которыми сейчас столкнулась сеть». Подробнее – в статье «Рынок оперирования в новых экономических условиях»

В течение 2019 года по сети РЖД во всех видах сообщения было отправлено 242,1 тыс. TEU груженых танк-контейнеров, что на 13% больше, чем в 2018-м.

В течение первых 2 месяцев этого года танк-контейнеры сохранили и укрепили свои позиции. В январе – феврале 2020-го по сети РЖД во всех видах сообщения перевезено 41,7 тыс. TEU груженых танк-контейнеров, что на 8,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года, что неудивительно: конкурентоспособность перевозок химических грузов в танк-контейнерах по сравнению с цистернами проявляется даже на коротком плече, причем как во внутреннем, так и в экспортном сообщении. Разница между закупочной ценой на цистерну и платформу с танк-контейнерами компенсируется за счет тарифа, даже с учетом повышенного спроса на платформы и роста цен на подвижной состав.

В таких условиях грузоотправителю и оператору зачастую становится неинтересно покупать новые химические цистерны, гораздо выгоднее инвестировать в более эффективный тип подвижного состава. Так что потенциальный объем рынка танк-контейнеров довольно велик. При этом наряду с факторами роста необходимо отметить и условия, сдерживающие развитие транспортировки грузов в танк-контейнерах. Какие именно – в материале «Переливая из цистерны в танк».

Обратите внимание: в связи с тем, что из-за угрозы распространения эпидемии коронавируса многие подписчики журнала РЖД-Партнер вынужденно перешли на удаленный формат работы, редакция приняла решение открыть бесплатный доступ к электронным версиям мартовских и апрельских выпусков издания № 5–6, 7 и 8. Им смогут оперативно воспользоваться в том числе и подписчики бумажной версии РЖД-Партнера. 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions