+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.08.2018 15:53:01
Дайджест прессы
РЖД-Партнер

Как Транссиб убивает «Моби Дик». Время портового комплекса в Кронштадте вышло?

Первый регулярный контейнерный поезд прибыл из Владивостока в Петербург, доставив автомобильному заводу Hyundai 64 контейнера комплектующих. Эксперты говорят, что это знаменует закат портового комплекса «Моби Дик». Об этом пишет Фонтанка.
Последний звонок Первый в истории Транссибирской магистрали регулярный контейнерный поезд из Владивостока благополучно добрался до Петербурга. Раньше по Транссибу в наш город приходили разовые поезда, которые в основном привозили грузы из порта Находка. 26 августа состав привез 64 крупнотоннажных контейнера на станцию Шушары – по данным «Фонтанки», около 90% грузов составили автокомплектующие для завода Hyundai Motor Company, остальное принадлежит, как говорят перевозчики, «случайным пассажирам». Входящая в потрепанную бизнес-империю братьев Магомеда и Зивудина Магомедовых транспортная компания Fesco планирует пока 4 таких рейса в неделю, позже объемы перевозок планируется довести до 500 контейнеров в месяц. Политическая составляющая проекта стопроцентна – не далее как в начале недели президент Владимир Путин на заседании комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности заявил, что развитие восточного полигона железных дорог, расшивка узких мест на БАМе и Транссибе — приоритетные цели развития транспортной инфраструктуры страны на ближайшие годы. Свой рекорд поставили и сотрудники Шушарского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни – они полностью оформили весь поезд за 8 часов благодаря «применению технологии выпуска товаров до подачи декларации на товары в рамках упрощений, предусмотренных для уполномоченных экономических операторов». Об этом журналистов с гордостью оповестило Северо-Западное таможенное управление. Совпадение нового транспортного проекта с заявлением российского президента позволяет предположить: таких рейсов будет больше и они охватят новые страны. В данном случае грузы для Hyundai приехали железной дорогой прямо из Южной Кореи – сначала из Пусана до Владивостока, а потом уже по нашему Транссибу. 6000 контейнеров в год, которые Hyundai собирается теперь возить в вагонах Fesco, ранее попадали в наш город через морской контейнерный терминал, принадлежащий ООО «Моби Дик» – он расположен в Кронштадте в том месте, где КАД пересекает остров Котлин. Потеря для терминала 6000 контейнеров в год сама по себе вроде бы невелика - по данным портала SeaNews, в 2017 году «Моби Дик» перевалил почти 170 000 контейнеров. Но эксперты уверены: уход Hyundai из «Моби Дика» – последний звонок, после которого опускается занавес. Им давно там некомфортно… Первый звонок прозвенел в марте сего года, когда «Моби Дик» покинул крупнейший международный морской перевозчик Containerships Ltd Oy (до недавнего времени принадлежал финской Container Finance Ltd Oy). Это случилось почти незаметно для медиапространства, и с одной стороны выглядело вполне естественно, с другой – компания владеет долей в «Моби Дике», то есть ушел один из хозяев. Containerships ушел не очень-то далеко – на терминал «Порт Бронка» (принадлежит аффилированному с членами семьи бывшего главы Федеральной службы охраны Евгения Мурова ООО «Феникс»). Бронка расположена у той же КАД в 10 километрах от «Моби Дика», изначально ее обслуживал международный морской перевозчик CMA CGM Group, который этим летом приобрел Containerships – поэтому переход не удивил. Во-вторых, Containerships занялся в этом году обновлением судов. Компания заявила о переходе на новые, более крупные контейнеровозы, работающие на сжиженном газе. Суда такого типа не только менее вредны для окружающей среды – они требуют больших глубин, которые есть у Бронки и которых нет у «Моби Дика». Но оба эти обстоятельства выглядят вежливыми поводами рядом с еще одной причиной, которую нетрудно увидеть в истории взаимоотношений Containerships с «Моби Диком». Этот терминал появился в Петербурге в 2002 году в качестве 100-процентной собственности Containerships и сразу же стал гордостью не только региональных, но и федеральных властей – туда в буквальном смысле водили экскурсии. Для своего времени это был прорыв – никто в Петербурге причалов за частные деньги не строил. Containerships первым показал, что подобные проекты можно реализовывать в России, что было важно для привлечения в балтийские порты страны других иностранных инвесторов. Все шло отлично до 2006 года: планировалось 4 очереди морского терминала с суммарным объемом инвестиций в 150 миллионов евро. 50 миллионов евро были благополучно вложены, объем перевалки грузов составил к этому времени почти 200 000 контейнеров в год, но тут власти вспомнили о необходимости достроить дамбу. Курировавшему строительство комплекса защитных сооружений тогдашнему заместителю председателя Росгосстроя Владимиру Когану «Моби Дик» сразу начал мешать – он решил, что больше негде складировать материалы для строительства КЗС, кроме как на одной из площадок терминала. Конфликт приобрел очертания международного скандала и длился до конца 2007 года, когда у «Моби Дика» появился неожиданный стратегический партнер – «Северстальстранс», который приобрел у Containerships Ltd. Oy 50% долей компании Multi-Link Terminals Ltd Oy, и сейчас владеющей «Моби Диком». С тех пор о том, что терминал мешает строительству КЗС, никто ничего не слышал, а еще некоторое время спустя у «Моби Дика» появился новый хозяин – Группа Global Ports. Сегодня на сайте терминала можно прочитать, что его владельцами являются Global Ports и Container Finance Group, а в информационно-аналитической системе «СПАРК-Интерфакс» видно, что ООО «Моби Дик» принадлежит Multi-Link Terminals Ltd Oy. В петербургском представительстве Containerships общаться с корреспондентом «Фонтанки» отказались, в Global Ports предложение об интервью проигнорировали. Нетрудно предположить, что руководителям Containerships давно уже в кронштадтском терминале некомфортно, поэтому они ушли оттуда сразу, как только должным образом сложились обстоятельства. Но именно уход Containerships привел к показательным результатам. В июле 2018 года, например, «Моби Дик» перевалил 2469 20-футовых контейнеров, хотя еще совсем недавно месячный объем перевалки терминала составлял 11-12 тысяч контейнеров. Переход Hyundai на Транссиб в этом смысле даже не начало конца – это символ того, что конец уже совсем близок. Жертва тяжелого экспорта Отлично организованный и современно оборудованный терминал «Моби Дик» категорически бесперспективен для российских условий в принципе. Дело в том, что особенность отечественной внешнеэкономической деятельности сводится к тому, что в страну завозятся многочисленные контейнерные грузы, а вывозится в основном сырье – нефтепродукты, металлы. Этот называемый в профессиональных кругах «тяжелый экспорт» непригоден для перевозки автомобилями, ему нужна железная дорога. Вывод очевиден: большие морские суда приходят в Кронштадт полными, а возвращаются почти пустыми, что невыгодно ни одному перевозчику. Сегодня в «Моби Дик» еще заходят корабли международного перевозчика Maersk Line, они привозят туда большей частью кое-какие узлы для того же Hyundai, но эксперты не сомневаются, что и это не надолго. Терминал расположен таким образом, что там нет и никогда не сможет появиться железная дорога, зато она имеется в Бронке, причем «Феникс» придает огромное значение развитию железнодорожных подходов к своему терминалу, вкладывая в это миллиарды. – Одно время мы были включены в фантастическую схему логистики, когда грузы железной дорогой привозили к нам, у нас перегружали на грузовики и по КАД везли в «Моби Дик». Я не хочу сказать ничего плохого про «Моби Дик», но сама по себе такая логистика абсурдна, это подтвердит любой специалист в данной области, – сказал «Фонтанке» заместитель начальника отдела продаж и маркетинга ООО «Феникс» Андрей Новиков. Сегодня большинство экспертов уверены: «Моби Дик», как и другие маленькие контейнерные терминалы, начнет терять объемы перевалки контейнеров в пользу больших терминалов из-за того, что маленькие суда не в состоянии конкурировать с большими контейнеровозами. Подробно об этом рассказала «Фонтанке» директор по развитию информационно-аналитического портала «ПортНьюс» Надежда Малышева: – Клиентами «Моби Дика» всегда были Containerships и Hyundai. Первый как совладелец терминала, второй в силу близости завода и отсутствия альтернативы. С вводом в эксплуатацию терминала в Бронке у Hyundai такая альтернатива появилась, плюс «Феникс» выигрывает в качестве сервиса. Сейчас на «Моби Дик» заходит только Maersk с грузами для Hyundai, что для Maersk связано с серьезными дополнительными расходами из-за вынужденного использования маленького судна, способного заходить на кронштадтский терминал. Какое-то время такая ситуация продолжится, потому что у Maersk есть определенные обязательства перед владеющим «Моби Диком» Global Ports. Но, думаю, в следующем году они предложат Hyundai перевести весь объём на «Первый контейнерный терминал», что было бы логично – Maersk давно там работает. А «Моби Дику» придется перепрофилироваться. Ходят слухи, что Минобороны ищет место для размещения военных кораблей на периоды проведения военно-морских парадов в Кронштадте и Петербурге, «Моби Дик» вполне подходит для такого проекта. А, может быть, там появится судоремонтная верфь. В любом случае, окончательное решение примет владелец терминала Global Ports.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions