В четверг, 27 февраля, в Москве прошел большой семинар «Электронный документооборот на транспорте: чего ждать клиентам?», организованный журналом РЖД-Партнер. Его участниками стали представители ОАО «РЖД», инженеры, грузоперевозчики, операторы, ученые и эксперты отрасли. Мероприятие проводилось в рамках традиционной ежегодной серии деловых семинаров журнала РЖД-Партнер.
Одной из главных тем семинара стало обсуждение дорожной карты цифровой трансформации транспортной системы, которая подготовлена, но пока не утверждена.
Принципы, которые содержатся в дорожной карте: электронный документооборот должен быть не просто обменом данными, а частью сопровождения грузовых перевозок; цифровая трансформация на транспорте рассматривается как переход к использованию систем, которые будут обладать интеллектом. https://www.rzd-partner.ru/logistics/news/v-rf-razrabotana-dorozhnaya-karta-tsifrovoy-transformatsii...
По мнению участников семинара, цифровизация на транспорте требует комплексного подхода. В частности, создание единого окна для организации электронного обмена данными должно быть регламентировано правительством РФ. Такая цель поставлена в паспорте проекта по развитию цифрового транспорта и логистики в РФ.
Возобновление обсуждения о переходе на кассетные подшипники
В начале недели стало известно, что Грузинская железная дорога (ГЖД) возродила идею об обязательном переходе на кассетные подшипники при ремонте вагонов с 2021 года. Но речь идет не о принудительном переходе на кассету, а о разрешении использования кассетных подшипников с адаптерами при ремонте типовых тележек.
В РЖД заверили, что речи об обязательном переводе всего парка на кассетные подшипники не идет, добавив также, что по результатам ТЭО и проведенных ходовых испытаний рабочая группа рассмотрит необходимость внесения изменений в ремонтную документацию относительно возможности оборудования грузовых вагонов кассетными подшипниками на тележках типа 2 (модель 18-100) с использованием адаптера наравне с традиционными роликовыми подшипниками.
Предложение ГЖД обсудили в Москве на заседании рабочей группы по вопросам эксплуатации вагонов комиссии вагонного хозяйства Совета по железнодорожному транспорту, объединяющего железнодорожные администрации стран с российской шириной колеи 1520 мм. Но подробности совещания официально пока не раскрываются.
Смещение сроков поставки зерна в Китай из-за вспышки коронавируса
Как заявил глава Российского зернового союза Аркадий Злочевский, сроки поставок зерна российских компаний в Китай смещаются на 1,5–2 месяца из-за вспышки коронавируса. Но речь идет не о сокращении экспорта, а только о задержке по времени.
С начала текущего сельхозгода (с 1 июля 2019 г.) по январь 2020 года Россия поставила в Китай 96 тыс. т зерновых. А за весь прошлый сезон – 169 тыс. т.
Комментируя ситуацию, А. Злочевский добавляет, что Китай не является самым крупным покупателем российских зерновых.
Продолжающаяся борьба с коронавирусом
Список ограничений, которые вводит РФ в связи со вспышкой в мире заболеваний, вызванных коронавирусом, продолжает расти. Так, с сегодняшнего дня, по сообщению Минтранса России, ограничено авиасообщение с Ираном. Выполнять рейсы между двумя странами будут «Аэрофлот» и иранская Mahan Air.
В частности, временный запрет ввели на регулярные и чартерные рейсы с территории РФ на территорию Исламской Республики Иран и в обратном направлении. «Аэрофлот» и Mahan Air из Москвы в Исламскую Республику Иран и обратно будут летать строго через терминал F международного аэропорта Шереметьево.
Напомним, что на данный момент из российских авиакомпаний в Иран летает только «Аэрофлот», выполняя по одному рейсу в сутки.
На днях также стало известно, что с 1 марта будет закрыто авиасообщение между РФ и Южной Кореей, кроме рейсов группы «Аэрофлот». В настоящее время в Южную Корею также осуществляют рейсы компании «Сибирь» и «Якутия».
По расчетам Международной ассоциации воздушного транспорта, вспышка новой коронавирусной инфекции может обойтись авиакомпаниям в этом году в почти $30 млрд упущенной прибыли при условии, что она не распространится за пределы Китая.
Требование Минфина от РЖД выплатить дивиденды почти на 277 млрд руб.
Сегодня, 28 февраля, стало известно о том, что Минфин России требует от ОАО «РЖД» выплаты дивидендов на 276,7 млрд руб. Именно такую сумму Минфин заложил в закрытой части федерального бюджета на 2020–2022 гг.
Согласно действующему распоряжению правительства от 2006 года, госкомпании должны отдавать акционерам не менее 25% прибыли. За 2018 год было выплачено 13 млрд руб. (37% прибыли по МСФО). В текущем году ожидается поступление 68,8 млрд, в 2021-м – 100,5 млрд руб. и в 2022-м – 107,4 млрд руб.
На заседании рабочей группы Госсовета первый замгендиректора монополии Вадим Михайлов перечислил риски решения правительства по уровню дивидендов, в числе которых реализация Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и, как следствие, сокращение объема перевозок.
Подготовленный проект Транспортной стратегии до 2036 года
Накануне стало известно о проекте Транспортной стратегии РФ до 2036 года, который предполагает два сценария развития событий.
Базовый сценарий предусматривает исполнение майских указов, в том числе увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба до 180 млн т, развитие автодорожного коридора Европа – Западный Китай и коридоров Север – Юг, полноценное развитие Севморпути (СМП). Приоритетным направлением будет развитие сети федеральных автодорог с инвестициями 11 трлн руб., а также рост мобильности населения, стимулирование его через федеральные и региональные госпрограммы, разработанные на основе проектного управления.
Консервативный сценарий предполагает сохранение текущих тенденций развития транспортной системы. Оно будет сдерживаться концентрацией населения в крупных городах и конкретно в Москве, низкой инвестиционной активностью, ростом нагрузки на бюджетную систему. Ожидается повсеместное повышение роли городов и рост городского населения. Возможны резкие колебания спроса на перевозки экспортных массовых грузов, в первую очередь угля, что потребует создания значительных резервов пропускной способности транспортной сети.
Стратегия предусматривает рост перевалки грузов морскими портами на 51–58%, до 1,23–1,29 млрд т. Объем перевозок по СМП оценен достаточно консервативно. Даже в базовом сценарии в 2025 году он составит 82 млн т, в консервативном – 65 млн т, а в 2036 году – 105 млн и 85 млн т соответственно.