«Ъ» удалось ознакомиться с проектом транспортной стратегии РФ до 2036 года. Документ, датированный февралем, предполагает два сценария развития событий. В базовом сценарии на первом этапе (до 2024 г.) предусмотрено исполнение майских указов, в том числе увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба до 180 млн т, развитие автодорожного коридора Европа – Западный Китай и коридоров Север – Юг, полноценное развитие Севморпути (СМП). Учитывается даже строительство ВСМ «Евразия» (реализация которой под вопросом). Приоритетным направлением будет развитие сети федеральных автодорог с инвестициями 11 трлн руб. На втором этапе (до 2036 г.) предлагается сфокусироваться на росте мобильности населения, стимулируя его через федеральные и региональные госпрограммы, разработанные на основе проектного управления.
Консервативный сценарий, сообщается в документе, предполагает сохранение текущих тенденций развития транспортной системы. Оно будет сдерживаться концентрацией населения в крупных городах и конкретно в Москве, низкой инвестиционной активностью, ростом нагрузки на бюджетную систему. Ожидается повсеместное повышение роли городов и рост городского населения. Возможны резкие колебания спроса на перевозки экспортных массовых грузов, в первую очередь угля, что потребует создания значительных резервов пропускной способности транспортной сети.
В частности, в базовом сценарии предполагается сокращение выбросов на приведенный тонно-километр от передвижных источников на 1,2% к 2025-му и на 6,3% к 2036 году, увеличение доли транспорта класса Евро-5 и выше в общем парке в 5 раз к уровню 2018-го, рост парка с гибридными и электродвигателями в 7,5 раза, до 172,5 тыс. ед.
В обоих сценариях быстрее всего будут расти грузоперевозки на воздушном и железнодорожном транспорте (прирост к уровню 2018 г. на 67–74 и 56–62% соответственно), чуть медленнее – на автомобильном (51–57%). Погрузка железнодорожных грузов оценена более консервативно, чем предполагает долгосрочная программа развития ОАО РЖД до 2025 года, однако сама монополия на данный момент от нее отклоняется, ожидая наверстать темпы в этом году (см. «Ъ» от 4 февраля). Внутренний водный транспорт, по проекту стратегии, к 2036 году нарастит перевозки лишь на 33% к уровню 2018-го. А по приросту перевозок пассажиров авиация будет кратно превосходить иные виды транспорта. К 2036 году пассажиропоток на авиатранспорте вырастет в 3 раза к уровню 2018-го, тогда как даже лидирующие по темпам роста железная дорога и метрополитен не приблизятся и к 50% прироста. Авиаподвижность населения к 2036 году должна увеличиться до 1,14–1,3 полета на человека в год, а общая транспортная мобильность – до 11,8–12,1 тыс. пасс.-км на человека в год. Количество субсидируемых региональных маршрутов вырастет с 130 до 225–235 к 2036 году.
Стратегия предусматривает рост перевалки грузов морскими портами на 51–58%, до 1,23–1,29 млрд т. Объем перевозок по Севморпути оценен достаточно консервативно. Даже в базовом сценарии в 2025 году он составит 82 млн т, в консервативном – 65 млн т, а в 2036-м – 105 млн и 85 млн т соответственно. Сейчас официально запланирован рост грузопотока по СМП до 80 млн т к 2024 году, при этом НОВАТЭК собирается с 2027 года ежегодно вводить по линии сжижения газа на 6 млн т (24 млн т к 2030 г.). Прогноз консервативный, соглашается глава компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров, по мнению эксперта, он не учитывает ни арктические угольные проекты, ни планы «Роснефти» на Пайяхе. Также непонятно, отмечает М. Бурмистров, что в таком случае собираются делать «Росатом» и группа «Дело», которые заявляли о планах по развитию контейнерных перевозок по СМП. В целом, полагает он, проект стратегии нуждается в доработке с целью улучшения увязки между планами по видам транспорта и с инвестпроектами в грузообразующих отраслях.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.