+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.05.2024 18:00:40
Разное / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор событий недели

Четвертый месяц подряд падает погрузка на сети: в марте 2024 года она составила 3,5% к аналогичному периоду прошлого года, феврале – 1,4% и январе – 4,3%. В апреле 2024 года погрузка сократилась до 101,7 млн тонн, что на 3,6% меньше, чем за аналогичный период 2023 года. Эта новость, по мнению РЖД-Партнера, могла бы стать главной в первую рабочую неделю мая. Однако сейчас участники рынка более активно обсуждают проблему расчетов с Китаем. Представляем обзор 20-й недели 2024 года.
Обзор событий недели
Холодный месяц апрель: погрузка на РЖД опять ушла в «минус»

Перевозчик снижение погрузки оправдывает внеплановыми ремонтами на предприятиях-грузоотправителях, а также ограничениями на экспорт нефтепродуктов, введенные правительством. Кроме того, в апреле не вырос спрос на перевозки угля в порты Юга. В телеграм-канале ОАО «РЖД» было отмечено также сокращение предъявления строительных материалов – на фоне завершения крупных инфраструктурных проектов.

О достижениях, достигнутых в апреле текущего года, сообщил на брифинге для грузоотправителей заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило.

По его словам, позитив был достигнут в погрузке минудобрений, зерна и грузов в контейнерах. К ним согласно оперативному учету следовало добавить также погрузку промышленного сырья и формовочных материалов. Также в ОАО «РЖД» был отмечен рост объемов перевозок на железных дорогах в восточной части страны. В частности, внутренние перевозки нефтепродуктов здесь выросли на 9%, а экспорт грузов через пограничные переходы восточного полигона превысил прошлогодние показатели на 21%. Одним из инструментов для максимально полного использования пропускных способностей магистралей на востоке стало формирование полносоставных поездов из инновационных вагонов повышенной грузоподъемности.

Технология позволяет вывезти дополнительные объемы грузов тем же количеством подвижного состава. Доля таких вагонов на восточном полигоне составляет 44%.

Использование инновационных вагонов показало себя наиболее эффективно на лимитирующих участках инфраструктуры, считают в ОАО «РЖД».

Однако в минус сеть потянул целый ряд якорных номенклатур. Прежде всего это уголь, погрузка которого сократилась на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Внутренние перевозки угля выросли. Но это не помогло скомпенсировать падение экспорта до 15,1 млн тонн (-10,4% к апрелю прошлого года). По данным участников рынка, наибольшее количество угля было экспортировано в Китай (7,2 млн тонн). Поставки в ОАЭ составили 3,4 млн тонн, в Индию – 1,9 млн тонн и в Турцию – 1,7 млн тонн. Основное снижение связано с экспортом через морские порты Юга и Северо-Запада. Через погранпереходы перевезено больше угля, но объемы в данном случае незначительны. По данным угольщиков, они смогли отправить столько продукции, сколько позволила пропустить железнодорожная сеть. По данным Минэнерго РФ, в приоритете в апреле остался экспорт через порты Дальнего Востока. Руководитель проектов «Яков и Партнеры» Александр Умрихин отметил, весной отправки через порты Черного моря могли быть интересны экспортерам. В частности, благодаря спросу на уголь в Турции и Индии. По мнению экспертов, есть интерес и к поставкам угля на экспорт через Мурманск. Но на мурманском ходу перевозки сдерживали пропускные способности железных дорог.

В минус в апреле ушли также перевозки нефти и нефтепродуктов (-4%). Вниз потянул экспорт не столько бензина, сколько мазута: его вывоз за рубеж, по данным информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», снизился на 12%, а это по объему – одна из ключевых позиций для РЖД. Отправки мазута ограничивала сеть: НПЗ не могли уложиться в рамки логконтролей. В результате часть груженых цистерн отправлялась на простой. А для последующих отправок уже требовался дополнительный подогрев груза.

Другая номенклатура, потянувшая вниз, – дизтопливо (-13%). На него не было ограничений на экспорт в апреле. Тем не менее сеть не пропускала цистерны в сторону морских портов. На 30% упал экспорт керосина.

Выручили сеть рост экспорта нафты, а также прибавка внутренних перевозок бензина и битума для дорожного строительства. Но эта прибавка была нивелирована снижением внутренних отправок темных нефтепродуктов. И вот здесь уже объяснить причины сложно.

Если верить клиентам, то они просто не могли отправить столько, сколько требовалось: сдерживала погрузку сеть. Приходилось переключаться на автотранспорт.

Лесные грузы: весной спад сменился ростом

Лес и лесоматериалы – одна из немногих массовых номенклатур, по которым с начала года сохраняется положительная динамика погрузки на сети РЖД. Правда, нужно не забывать, что в 2022 и 2023 годах железнодорожный транспорт столкнулся с глубоким падением перевозок продукции ЛПК.

В январе – апреле на сети погружено 9,4 млн тонн древесины и продукции переработки. Это на 0,4% больше, чем за аналогичный период 2023 года. На главной лесопогрузочной дороге – Северной – погрузка осталась практически на прошлогоднем уровне: отправлено 4,1 млн тонн лесных грузов. По другим магистралям продолжается положительная динамика. В частности, на Дальневосточной в январе – апреле погружено 1 млн тонн лесных грузов (+0,9% к прошлогоднему результату), Восточно-Сибирской – 865 тыс. тонн (+4,2%), Свердловской – 652,8 тыс. тонн (+4%), Забайкальской – 37,6 тыс. тонн (+5,1%). Прирост в отправках наблюдается в таких регионах, как Иркутская область (погружено 855 тыс. тонн, +13,7%); Хабаровский край (672 тыс. тонн, +4,4%), Пермский край (192,3 тыс. тонн, +5,1%), Амурская область (99,7 тыс. тонн, +30,6%). Лесные перевозки характеризуются высоким уровнем контейнеризации по сравнению с другими грузами. За 4 месяца отправлено 192,6 тыс. TEU с лесопродукцией. Это наибольший объем в структуре породовой погрузки грузов в контейнерах после химикатов и соды (278,4 тыс. TEU).

Положительная динамика погрузки обусловлена восстановлением производства во многих сегментах ЛПК. Согласно Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС), за I квартал в сравнении с прошлогодними объемами выросла заготовка древесины, выпуск клееной фанеры, древесностружечных и древесноволокнистых плит, бумаги и картона, топливных гранул. Однако к соответствующему уровню 2022 года по многим позициям остается заметное отставание. Ситуация в ЛПК по-прежнему сложная, поэтому лесопромышленники просят не сбавлять объем господдержки.

Как отметил председатель комитета по лесопромышленному комплексу, сельскому хозяйству, природопользованию и экологии думы Архангельской области Александр Дятлов, снижение ставок платы за аренду лесных участков действовало в течение всего 2023 года и являлось существенным подспорьем для отрасли. Воспользоваться этой мерой смогли предприятия, заготавливающие не менее 50% от годового объема древесины, установленного договором аренды лесного участка на 2023 год. Учитывая непростую ситуацию и сегодня, представители отрасли предлагают продлить ее на 2024 год.

О том, что государство не должно ослаблять внимание к ЛПК, говорит сенатор Татьяна Гигель. В числе предложений, которые могут помочь дальнейшему развитию деревоперерабатывающей и мебельной отраслей, она называет совершенствование таможенно-тарифной политики в отношении продукции российского лесопромышленного комплекса, сохранение объемов финансирования транспортных субсидий для фанерной отрасли, снятие фитосанитарных барьеров, а также меры, направленные на обеспечение технологического суверенитета в области станочного парка и прочей техники. Кроме того, требует решения вопрос об увеличении допустимой массы шестиосного и более автопоезда при перевозке леса на предприятия переработки с ноября по апрель и с июня по сентябрь каждого года с 44 до 55 т.

Гендиректор АО «Югорский лесопромышленный холдинг» Юрий Краев также указывает на необходимость дальнейшей расшивки узких мест Восточного полигона. Китай после внутреннего остается главным рынком для российского ЛПК. Кроме того, не теряет актуальности вопрос обеспечения предприятий подвижным составом, отметил менеджер.

Китай и РФ обязались развивать железнодорожные погранпереходы

Соглашение о всестороннем стратегическом сотрудничестве сегодня в Пекине подписали глава РЖД Олег Белозеров и руководитель Китайских железных дорог Лю Чжэньфан. Стороны, в частности, договорились развивать существующие погранпереходы и инфраструктуру на подходах к ним, содействовать развитию перевозок почтовых отправлений и грузов электронной торговли регулярными контейнерными поездами, увеличить отправки замороженной мясной, птицеводческой продукции в рефрижераторных контейнерах, сообщает телеграм-канал РЖД.

Кроме того, соседи-железнодорожники намерены ускорить реализацию проекта строительства второго главного пути по колее 1435 мм на погранпереходе Забайкальск – Маньчжурия. Это позволит увеличить грузооборот в том числе за счет привлечения новых грузов. Так, в планах – наращивание перевозок зерновых грузов в Китай через Забайкальск – Маньчжурия.

К сведению, в апреле через погранпереходы с КНР, включая пункт пропуска Наушки, который во многом обеспечивает транзит по территории Монголии, среднесуточно передавался 41 поезд, или на 2 поезда больше, чем годом ранее.

Проблема расчетов с Китаем усугубляется

В результате страдают российские предприятия, как крупные, так и малые. Проблематика обсуждалась в Татарстане на встрече участников бизнес-сообщества региона с представителями финансовых организаций, сообщила пресс-служба Российско-Китайского комитета дружбы, мира и развития. Предприниматели Татарстана, как и других регионов РФ, испытывают серьезную проблему с переводом платежей в Китай.

«Страдают наши предприятия – от крупных до малых. Все, кто связан с импортом и экспортом, закупает материалы, комплектующие, оборудование и пр. Есть проблема с недопоставкой товаров», – рассказал депутат Татарстана Руслан Нигматулин.

С одной стороны, КНР остается стратегическим партнером России, с другой, его банки ужесточают комплаенс-политику в отношении российских клиентов. С начала года более десятка китайских банков блокируют операции в юанях из РФ. Причем в последние недели ситуация усугубилась. Сегодня 90% российских платежей до Китая не доходят, констатировали участники совещания.

«Мы отправляем в Китай платежи за комплектующие, станки, словом, за те вещи которые невозможно купить в России. В основном все они под санкциями. Как следствие, вырастет стоимость товаров на территории России, возникнет дефицит в ближайшие месяцы», – не исключает руководитель отраслевого комитета «Энергетическое машиностроение» Промкластера Республики Татарстан Олег Гусев.

По мнению управляющего директора АО «Первая группа» Алексея Порошина, в стране есть разрыв понимания проблемы между правительством и Центробанком относительно международных платежей. «На уровне правительства проблему не видят, считают, что ее должен решать ЦБ. А он считает, что чем меньше обсуждаешь, тем быстрее решится», – полагает А. Порошин.

Конечно, предприятия по-разному выкручиваются из данной ситуации. Например, проводят платежи через российские банки-партнеры либо агентства-посредники. У тех и других высокие проценты (до 5–6%) плюс жесткие требования по оборотам и т. п.

Если есть возможность, то для безопасного и своевременного проведения платежей, а также полноценного включения во внешнеэкономическую деятельность лучше открыть собственную компанию в КНР, рекомендуют в компании «Синорусс». Спрос на соответствующую услугу в материковом Китае сейчас высокий. Хотя предприниматели обращают внимание на проблему долгого открытия счетов, например, в Шанхае (процедура доходит до нескольких месяцев), это, помимо прочего, позволяет российским бизнесменам непосредственно вести переговоры с китайскими партнерами, лично убеждаться в их компетенциях, а иногда и в существовании, проверять качество товара, отправлять и получать грузы. Для бизнесменов Поднебесной это тоже играет важную роль.

«Сейчас очень много заводов в Китае не хотят работать с юридическим лицом из России, но охотно работают с юридическим лицом в КНР, – поясняет управляющий партнер ООО «Синорусс» Анастасия Валова. – Поэтому если у вас есть китайская компания, шанс того, что вы заключите прямой договор на поставку практически с любым предприятием в Китае, равен 99,9%».

Причем в КНР не запрещен так называемый номинальный сервис, обеспечивающий удаленное управление бизнесом. Он предполагает назначение на руководящие должности лиц, которые имеют ограниченные полномочия и действуют по инструкциям заказчика.

Соглашение на этот счет является непубличным, что сохраняет конфиденциальность. Правда, китайский банк, который будет обслуживать такую компанию, вполне может запросить информацию о бенефициаре.

Китайским инвесторам интересны Дальний Восток и Сибирь

Российско-Китайский комитет дружбы, мира и развития совместно с фондом «Петербургская политика» подготовил рейтинг продуктивности взаимодействия регионов России с КНР за 2022–2024 годы. Оценка выставлялась по 10-балльной шкале.

Предсказуемо оказалось, что интересы китайских инвесторов сосредоточены в Сибири и на Дальнем Востоке (здесь 10 субъектов набрали от 7 до 9 баллов). Среди значимых инвестпроектов – Амурский газоперерабатывающий завод; фабрика по производству древесины Russia Forest Products; конвейерная система через Амур для перевалки сыпучих грузов и трансграничный перевалочный комплекс для нефтехимии, нефтепродуктов, сжиженного газа; зерновой терминал.

Следующая по степени интереса – Центральная Россия. Наиболее заметна здесь Тульская область с автозаводом Haval. На Северо-Западе по 7 баллов получили Санкт-Петербург и Калининградская область, в Поволжье отличился Татарстан, у которого 9 баллов.

«Татарстан с его промышленной базой вообще располагает к наращиванию сборочных производств, – подчеркнул председатель российской части Российско-Китайского комитета дружбы, мира и развития Борис Титов. – Здесь и совместный проект JAC Motors c КАМАЗом по легким грузовикам, и завод бытовой техники Haier. А логистический центр имени Дэн Сяопина в Алабуге имеет шансы стать одной из основных точек входа китайских товаров на российский рынок».

Изыскательские работы на железнодорожном участке Решт – Астара могут начаться уже в июне

А само строительство начнется уже в этом году. Об этом заявил статс-секретарь – замминистра транспорта РФ Дмитрий Зверев на XV Международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum 2024».

«Мы надеемся, что в июне месяце уже выйдем на первые изыскательские работы, будет подписан исполнительный контракт, и в этом году начнется строительная работа параллельно с проектированием для того, чтобы в 2028 году запустить уже сквозную линию», – сказал Д. Зверев.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions