VII Восточный экономический форум
С 5 по 8 сентября во Владивостоке проходил VII Восточный экономический форум (ВЭФ-2022). Участие в форуме приняли более 7 тыс. участников из 68 стран. В их числе около 1,7 тыс. представителей бизнеса из 700 компаний. Самыми многочисленными иностранными делегациями стали представители Китая, Мьянмы, Монголии, Индии, Армении, Республики Кореи. Впервые участие в форуме приняли представители таких стран, как Алжир, Гана, Доминиканская Республика, Донецкая Народная Республика, Замбия, Камерун, Либерия, Уганда.
Всего на ВЭФ-2022 было подписано 296 соглашений на общую сумму 3 трлн 272 млрд руб., среди которых – соглашения об инфраструктурных и транспортных проектах, разработке крупных месторождений, а также в области строительства, промышленности и сельского хозяйства. Представители бизнеса активно обсуждали проекты, которые можно реализовать по концессии и в рамках ГЧП, например,
строительство международного железнодорожного моста Джалинда (Россия) – Мохэ (Китай).
РЖД, в частности, подписали с компанией «ФинИнвест» и администрациями Приморского и Хабаровского краев соглашения о взаимодействии при реализации проектов ТЛЦ «Артем» и «Хабаровский». АО «РЖД Бизнес Актив» с правительством Приморского края – соглашение о взаимодействии при реализации проекта ТЛЦ «Контейнерный терминал Гродеково», а ПАО «ТрансКонтейнер» с администрацией Приморского края – соглашение о взаимодействии при реализации проекта ТЛЦ «Угловая».
Главной транспортной темой ВЭФ-2022 стало
развитие Восточного полигона и
Северного морского пути.
На пленарном заседании президент страны Владимир Путин заявил, что в центре внимания сегодня – развитие восточного направления инфраструктуры, международного коридора Север – Юг и портов Азово-Черноморского бассейна, что открывает новые возможности для выхода российских компаний на рынки Ирана, Индии, стран Ближнего Востока, Африки и встречных
поставок из этих стран.
Кроме того, было заявлено, что «российскую отрасль авиаперевозок ожидает системное перевооружение». В частности, отечественные компании будут расширять свой авиапарк.
В частности, заместитель министра транспорта Игорь Чалик заявил на ВЭФ-2022, что к 2030 году в России будет произведено более 1036 пассажирских самолетов и более 5 тыс. авиационных двигателей к ним. Это будут самолеты и двигатели разных модификаций.
Для решения этой задачи создана рабочая группа, в которую
вошли специалисты Минтранса, Минпромторга и представители авиастроительных компаний.
Также замминистра сообщил, что новый самолет «Сухой Суперджет New» с отечественным двигателем ПД-8 изготовлен в одном экземпляре и в этом году начнет первые летные испытания, а в прошлом году при динамических испытаниях на стенде его крыло сломалось при нагрузке в 70% от максимальной.
На ВЭФ-2022 также было озвучено решение по развитию санитарной авиации. Со следующего года более чем в 2 раза увеличить федеральное финансирование на эти цели.
Идея передать строительство Восточного полигона от РЖД к Минстрою
На ВЭФ-2022 губернатор Кемеровской области – Кузбасса Сергей Цивилев в числе своих предложений по ускорению развития Восточного полигона высказался за то, чтобы оставить за РЖД функции эксплуатации и капитального ремонта, а функцию строительства Восточного полигона
передать Минстрою России.
«Должно быть принято серьезное стратегическое решение, потому что мы системно на протяжении многих лет не выполняем подписанные программы по Восточному полигону», – заявил губернатор.
Он подчеркнул, что на сегодня любые объемы, которые только появляются на железной дороге, стоят в очереди на Восток. По словам г-на Цивилева, эмбарго на уголь влияет на угольную отрасль меньше, чем
незавершение модернизации Восточного полигона в срок.
Губернатор также заверил всех, что по итогам этого года из Кузбасса на экспорт будет вывезено «существенно меньше» угля, чем в прошлом году. Напомним, что, по данным министерства угольной промышленности Кузбасса, при плане в 56,55 млн т было перевезено 56,04 млн т (-0,51 млн т) по итогам 2021-го.
Добавим, что в ответ на предложение о передаче функций в РЖД заместитель генерального директора компании (по вопросам строительного комплекса) Андрей Макаров заверил, что холдинг делает все возможное, чтобы и везти больше, и строить больше. Более того, весь II этап развития Восточного полигона уже законтрактован и активная работа на нем началась. И разделить эксплуатацию и строительство на железной дороге крайне проблематично.
При этом заместитель председателя комитета Госдумы РФ по энергетике Дмитрий Исламов предложил поддержать идею С. Цивилева о передаче РЖД функций нового строительства в Минстрой России. Но за исключением объектов, которые РЖД
должны сдать в рамках текущей инвестпрограммы.
Предложение завершить реформу железнодорожного транспорта, отделив инфраструктуру от перевозок
Во время обсуждения развития Восточного полигона на ВЭФ-2022 председатель совета директоров ГК «Дело» Сергей Шишкарев предложил вернуться к вопросу завершения реформирования железнодорожной отрасли, которая на старте предусматривала разделение конкурентных и монопольных видов деятельности. В частности, он предложил наконец
«отделить инфраструктуру РЖД от перевозочного процесса.
«Наверно, пришло время сказать: может быть, пора завершить реформу железнодорожного транспорта? Может быть, пришло время отделить инфраструктуру от перевозочного процесса?» – задал он вопрос собравшимся коллегам.
Он подчеркнул, что не согласен с предложением губернатора Кузбасса Сергея Цивилева оставить за РЖД только функции эксплуатации и капитального ремонта, а функцию строительства Восточного полигона передать Минстрою России.
Подробнее об этой дискуссии читайте в нашем материале
«Передать строительство Восточного полигона Минстрою России и отделить инфраструктуру РЖД от перевозочного процесса: бизнес идет ва-банк».
Острый дефицит водителей и машинистов в Петербурге
На этой неделе стало известно об оттоке сотрудников рабочих специальностей с пассажирских предприятий Санкт-Петербурга. По данным петербургского комитета по транспорту, «недокомплект» приближается к показателю в 4 тыс. человек. Об этом
рассказали депутатам Заксобрания в ходе нулевых чтений по проекту бюджета на 2023–2025 гг.
Как рассказал заместитель главы комитета по транспорту Олег Матвеев в ходе нулевых чтений бюджета, правительство города намерено увеличить зарплаты в этой сфере для привлечения дополнительных кадрах. В 2022 году ведомство предлагает проиндексировать зарплаты на 10%, за счет чего средняя зарплата машиниста электропоезда в метро составит более 100 тыс. руб.
Г-н Матвеев признал, что такой ситуации с нехваткой машинистов в подземке не было никогда. Водители общественного транспорта Петербурга в настоящее время вынуждены трудиться с переработками. При этом их зарплата уступает заработкам частных перевозчиков.
Автор: Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.