Иными словами, в I квартале следовало ожидать в РФ прибавки в физических объемах по основным сырьевым и промышленным позициям. Между тем погрузка на сети РЖД в I квартале 2024 года сократилась на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Комментариев по поводу результатов работы железнодорожного транспорта за указанный период прозвучало много. Но никто так толком и не объяснил причины нестыковки в динамике развития российской экономики и перевозке грузов в физических объемах.
Где тормозится погрузка
На РЖД в течение последних двух лет в той или иной мере тормозилась отправка по тем направлениям, где происходил заметный прирост погрузки. Традиционно задержки были связаны с отправками разных грузов на восток (очередность грузов, квоты).
Позднее сюда добавились отправки на юг (несогласование отправки, если нет подтверждения от судовладельца и стивидоров) – навалочные грузы, минудобрения, цистерны, контейнеры.
А недавно затруднения появились на северо-западе (конвенции на мурманском ходу, СЖД и ОЖД) – уголь, минудобрения, зерно, цистерны, контейнеры).
Если ранее отсекались дополнительные отправки (груженые вагоны не принимали на сеть), то с марта 2024 года сложности возникли еще и для части плановых заявок, которые согласуют за 10–15 дней. Альтернативы – кружный маршрут, вывоз вагонов с отставлением в пути, вывоз контейнеров местными поездами на промежуточные станции для формирования контейнерных поездов длиной 71 усл. вагон. Все это – за доплату, что устраивает не всех.
Причины задержек
В качестве причин перевозчиком, экспертами, инсайдерами озвучиваются трансформация логистики, санкции против РФ, задержки с ремонтом локомотивов, нехватка локомотивных бригад, увеличение ставок на перевалку в морских портах, «излишний» вагонный парк, высокие ставки аренды железнодорожных операторов, повышенное внимание к перевозкам грузов государственной важности, повреждение инфраструктуры из-за незаконного вмешательства посторонних лиц, усиление безопасности движения поездов.
Все вышеназванные факторы действительно имеют место. Но есть и скрытые причины в планировании перевозок.
Что думают юристы?
Если вагоны простаивали в ожидании локомотивов перевозчика. Если груженые вагоны не приняты на сеть. Поскольку СКПП носит рекомендательный характер, то и отказ в его согласовании значения не имеет. Перевозчик должен исполнить согласованную заявку ГУ-12. А за неисполнение ГУ-12 – несет ответственность.
Иной судебный подход предполагает, что несогласование ОАО «РЖД» СКПП влечет за собой невозможность сдать груз к перевозке (дело № А40-244879/23-2818), что тоже может стать причиной нарушения согласованных условий заявки формы ГУ-12. При наличии доказательств с ОАО «РЖД» также может быть взыскан штраф по ст. 94 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ».
С кого в итоге будет взыскан штраф за нарушение согласованной заявки – это зависит от доказательств. ОАО «РЖД» всегда приносит акты общей формы и другие документы. Грузоотправитель чаще всего оказывается не подготовлен. И перевозчик взыскивает с него штраф.
При отказе ОАО «РЖД» от своевременной подачи вагонов клиентам целесообразно запрашивать составление коммерческих актов, а при просрочке уборки вагонов – фиксировать положение дел в актах общей формы или хотя бы направлять письменные обращения к перевозчику в момент возникновения спорных ситуаций, на которые можно будет потом ссылаться в суде.
Следует иметь в виду, что если подобный документ не будет вовремя сформирован, в АС ЭТРАН сработает опция автоматического согласования на условиях перевозчика.
Лебедь, рак и щука
Согласно регламентам ЦФТО, ЦД и ЦИ должны взаимодейстовать. Для этого есть регламенты.
Что здесь хорошо? В регламенте взаимодействия ЦФТО и ЦД по вопросам организации грузовой и коммерческой работы на железнодорожных станциях указано, что агенты должны получать актуальные данные о перевозках и пропускных способностях станций. Этому способствует применение на станциях инструментов в рамках проекта АСКМ НП «Технические средства». Также в регламенте указаны контрольные функции агентов в части качества услуг.
Что плохо? Движенцы в ответ должны лишь принять меры для решения указанной проблемы, но не обязаны давать объяснения по результатам своей работы. Анализ сбоев и нестыковок в такой ситуации маркетологами затруднен. Клиентам не говорят о причинах отказов.
Практика показывает, что качество работы может быть улучшено при совмещении функции грузовой и коммерческой работы (включая совмещение профессий между сотрудниками станции).
Следовательно, необходимо улучшить взаимодействие между ЦФТО и ЦД. Сейчас в их точках зрения есть противоречия – прежде всего между оперативным и техническим планированием.
При этом наиболее сильные позиции всегда занимала ЦД. В нынешней системе управления ОАО «РЖД» движенцы – «белая кость». Голос ЦФТО слышен слабее.
Что делать?
На конференции снова прозвучало множество замечаний от клиентов, которые ранее могли быть урегулированы на уровне публичных обсуждений. Сейчас их заменили брифингами с грузовладельцами, после которых предлагается обращаться в корпоративный чат.
В ответах клиенты получают разъяснения, как действуют те или иные правила на сети. Но сами нормативные документы не обсуждаются. Соответственно, клиентам приходится обращаться в отраслевые министерства или к депутатам Госдумы, чтобы гармонизировать погрузку на РЖД.
В такой диспозиции есть и сильные, и слабые стороны. Слабое звено – в отсутствии компетентной оценки существующей технологии на сети. А значит – клиентам крайне сложно предложить изменения в регламенты перевозчика. Мероприятия, которые проводит РЖД-Партнер, как раз и позволяют предоставить площадку для обсуждения подобных вопросов.