+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.10.2018 10:00:00
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

100 лет Абраму Владимировичу Крейнину

В любой науке есть просто ученые – те, кто внес какой-то вклад в свою специальность, а есть те редкие люди, работы которых определили на каком-то этапе все развитие целого научного направления.
В сфере теории, методологии и практики железнодорожных тарифов таким человеком был Абрам Владимирович Крейнин – доктор экономических наук, заслуженный экономист РФ, автор важнейших научных работ по тарифной проблематике, которые определили лицо системы железнодорожных тарифов в СССР и в России в 1950–1990-х гг.

Этот человек родился через год после Октябрьской революции, воевал в Великую Отечественную, в 1949-м участвовал в совещании в Кремле у Сталина, в конце 1960-х гг. открывал для себя рыночную экономику по приобретенному «по блату» учебнику Самуэльсона, в 1970-х гг. консультировал нобелевского лауреата по экономике Л. В. Канторовича, в 1990-х гг. вместе со страной переходил к рынку и писал аналитические записки для Бориса Немцова с идеями возродить тарифные съезды.

23 октября 2018 года ему исполнилось бы 100 лет.

Юность

Родился А. В. Крейнин 23 октября 1918 года в г. Ставрополе в семье часовщика. В марте 1932 года вся семья переезжает в Москву. После окончания школы в 1936 г. Абрам собирался учиться на теплоэнергетика, но получил двойку на вступительном экзамене по математике – помог товарищу, а своим билетом заняться не успел. И стал срочно искать другой вуз.

Оказалось, что на экономическом факультете МИИТа – недобор. Так будущий классик почти случайно выбрал свою науку.

Сам он говорил о выборе профессии следующее:

– В то время все хотели быть инженерами или техниками. Вообще техника и все, что с ней связано, в то время были на высоте: были популярны инженерные и технические профессии. Я хотел быть теплоэнергетиком. А экономисты были абсолютно непопулярны. Куда там экономистам до теплоэнергетиков! Но тут уже было все равно, лишь бы поступить. И оказалось, что есть недобор на экономическом факультете МИИТа. В МИИТе в то время учились в основном провинциалы. Нас, москвичей, было два или три человека на курс. В МИИТе в то время был очень хороший уровень преподавания, двойки ставили безжалостно.

Диплом студент А. Крейнин писал на тему «Анализ расходов паровозной службы по дорогам сети», причем не просто по данным, предоставленным депо, а поработав инженером-экономистом в планово-производственном бюро паровозного отделения в г. Тернополе.

Времена учебы в МИИТе А. Крейнин вспоминает так:

– В тот период, когда я учился, у меня было впечатление, что больно много у нас в МИИТе «врагов народа» – каждый день кого-то из профессоров и студентов увольняли и арестовывали. В это время поощрялось доносительство. Даже когда я впоследствии работал в МПС, был случай, когда заместитель начальника отдела, в котором я работал (я не буду называть его фамилию, хотя помню) донес на начальника управления, который был арестован и отсидел 17 лет.

Защита дипломного проекта состоялась 17 июня 1941 года. А. Крейнин был единственным в своем потоке, кто получил красный диплом. Но уже 22 июня началась война. Абрам Владимирович говорит, что до сих пор хорошо помнит, как они слушали в МИИТе речь Молотова. У него был выбор ехать по брони в Казахстан или на фронт. Он выбрал «на фронт» и был направлен в Военно-транспортную академию им. Кагановича в Ленинграде. И в декабре 1941-го с присвоением звания лейтенанта, направлен на фронт в составе 105-го Отдельного дорожно-эксплуатационного батальона. Абрам Владимирович прошел всю войну с декабря 1941 по 1945 год, награжден боевыми наградами.

Работа в МПС

После демобилизации в 1945 году А. Крейнин пришел работать в Центральное грузовое управление МПС.

– Но мне не понравилась эта работа. Это же ужас какой-то! Скучно: докладываешь заместителю министра, сколько погрузка, сколько выгрузка. Но меня тянуло к аналитической работе. Меня заметил начальник тарифного отдела Семен Федорович Кучурин и предложил мне: «Так как Вы склонны к кропотливой исследовательской работе, мы хотим Вас пригласить в тарифно-экономический отдел. В отделе у нас нет никого с образованием, одни «практики». А сейчас предстоит большая работа, предстоит тарифная реформа». В итоге я согласился, тем более что жил тогда недалеко – на Новой Басманной, д. 14.

Так А. Крейнин связал свою судьбу с железнодорожными тарифами. Но прежде чем дать согласие на переход в тарифно-экономический отдел, он отправился в МПС-овскую библиотеку, чтобы почитать основные труды по тарифной проблематике. И с удивлением обнаружил, что кроме С. Ф. Кучурина, из действующих ученых о тарифах никто не пишет. Но зато в библиотеке огромное количество старых книг 1900–1920-х гг. – К. Я. Загорского, С. В. Бернштейна-Когана, А. Ф. Зайцева, которые А. Крейнин стал тщательно штудировать.

В итоге он активно включился в работу тарифно-экономического отдела. При его активнейшем участии проходят послевоенные тарифные реформы 1949, 1950, 1952 и 1955 гг.

Работая в МПС, А. Крейнин, стал проявлять интерес к научной работе. В 1956 году в сентябрьском номере журнала «Железнодорожный транспорт» выходит его первая научная статья «Пути улучшения системы грузовых тарифов», в 1957-м его работу публикует «главный» экономический журнал страны – «Вопросы экономики». В эти же годы он начинает работать над кандидатской диссертацией.

ВНИИЖТ

После защиты кандидатской А. В. Крейнин принял решение сосредоточиться на научной работе и перейти из МПС во ВНИИЖТ.

Через два года он организовал и возглавил сектор ценообразования и тарифов в отделении экономики. Задача сектора заключалась в переходе от громоздкой, противоречивой, «лоскутной» системы тарифов к стройной системе, базирующейся на единых принципах и единой логике построения.

Привычная всем сегодня идея двухставочного тарифа была предложена именно А. В. Крейниным. Тариф стал складываться из двух элементов – движенческой составляющей, зависящей от расстояния перевозки, и ставки за начально-конечные операции. Реализация этой тарифной реформы проходила в два этапа – в 1967 и 1974 гг.

Научная деятельность у А. В. Крейнина тесно смыкается с просветительской: в 1969 году в издательстве «Знание» выходит его брошюра «Цены и ценообразование на транспорте», кроме того, он читает лекции студентам ВЗИИТа (ныне – РОАТ РУТ (МИИТ)), ездит по стране с лекциями перед работниками грузового хозяйства.

Magnum opus

В 1978 году выходит монография А. Крейнина «Транспортные тарифы в СССР», которая до сих пор считается одной из самых серьезных и глубоких работ из всего написанного по этой теме в Советском Союзе.

Итогом многолетних исследований стала докторская диссертация – «Экономические проблемы формирования транспортных тарифов в СССР», защищенная в 1984 году (в возрасте 66 лет) в НИИ ценообразования Госкомцен СССР. Один из отзывов на диссертацию дал нобелевский лауреат Леонид Витальевич Канторович, который хорошо знал А. Крейнина. Нобелевский лауреат не только консультировался у А. Крейнина по вопросам тарифов, но даже некоторое время вел с ним совместную работу в научных советах АН СССР и во ВНИИЖТе, где Л. Канторович трудился в последние годы жизни.

Новые времена

Но и защитив докторскую диссертацию, А. Крейнин не стал почивать на лаврах, участвуя в подготовке тарифной реформы 1989 года.

После ухода на пенсию Абрам Владимирович не отошел от научной работы, тем более что наступили новые, интересные – рыночные времена.

По заказу Национальной ассоциации транспортников и Георгия Давыдова А. Крейнин изучает материалы дореволюционных тарифных съездов и в 1998 году готовит аналитическую записку для вице-премьера Бориса Немцова о необходимости возрождения института общих тарифных съездов, на которых представители железных дорог, грузоотправители, представители органов власти обсуждали бы тарифную политику. Он активно публикуется в прессе, в журнале «Бюллетень транспортной информации» выходит цикл его статей по истории регулирования железнодорожных грузовых тарифов и проблемам совершенствования пассажирских тарифов.

В 2004-м выходит его новая монография «Развитие системы железнодорожных грузовых тарифов и их регулирование в России», которая с небольшими дополнениями вышла вторым изданием в 2010 году. В этой монографии 2004-го, А. Крейнин «расквитался» с цензурными ограничениями своей книги 1978 года, написав и о дореволюционных тарифах, и о том, что вместо идеологических догм «руководствуется исключительно профессиональным анализом».

Вплоть до самой смерти Абрам Владимирович сохранял бодрость духа и периодически надиктовывал статьи как научного, так и мемуарного характера. В частности, в журнале «Бюллетень транспортной информации» публиковались его очерки воспоминаний в том числе об участии в Великой Отечественной войне. Последняя его статья – воспоминания о своих коллегах-экономистах – вышла в марте 2016-го.

Умер А. Крейнин в январе 2017 года на 99-м году жизни у себя дома. После его смерти коллеги, ученые-транспортники, периодически проводят круглые столы, посвященные памяти ученого, на которых отдают дань памяти не только тем, что вспоминают Абрама Владимировича, но и тем, что делают доклады, посвященные актуальным проблемам современной тарифной политики и обсуждают современные теоретические и практические проблемы железнодорожных тарифов.

Ученый жив – пока читают его книги.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions