• Ставка на полувагон
    1455
    8.7 %
    руб./сут.
    октябрь 2021
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2021Г. - 64 баллa
  • Финансы USD ЦБ РФ 70.86 0 EUR ЦБ РФ 82.5 0
    BTC 61126.92 usd BTC 4299667.55 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.07.2021 11:30:00
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Журнал РЖД-Партнер готовит к выпуску специальный проект Дороги блокады

«Дороги блокады» – так называется наш спецпроект. Дата его выхода в свет не случайна: именно 8 сентяб­ря 1941 года пали последние населенные пункты, и город на Неве оказался в полной изоляции. Потребовались дни, месяцы и годы, чтобы связующие ниточки были восстановлены… Автор проекта – журналист Татьяна Куценина. Мы попросили ее ответить на несколько вопросов.
Журнал РЖД-Партнер готовит к выпуску специальный проект Дороги блокады
– Татьяна Александровна, зачем и почему понадобилось делать отдельный спецпроект к 80-летию начала блокады Ленинграда? Ведь об этом периоде истории сказано, казалось бы, абсолютно все.

– Действительно, можно ли еще что-то добавить? Как выясняется – можно. В моем распоряжении оказался отчет начальника службы пути Октябрьской железной дороги, датированный 1945 годом, в котором дана техническая характеристика состояния хозяйства дистанций пути в период войны. Подробнейший, 120-страничный доклад, составленный в свое время, безусловно, для узкого круга лиц, он дает представление о том, как использовались имеющиеся участки дорог, как они разрушались под вражескими бомбами, как и какими силами восстанавливались, как в неимоверно трудных условиях строились новые ветки.

От этого документа веет самой войной. Судьбы конкретных людей и отдельных предприятий, самые разные события, так или иначе сыгравшие свою роль в приближении освобождения города. Дороги внутри блокадного кольца и вне его, посредством которых обеспечивалась доставка грузов к границам действующего коридора – Дороги жизни.

– Проект называется «Дороги блокады». Почему именно на дорогах делается акцент?

– Километры проезжих и непроезжих дорог стали одной из главных особенностей войны. В каких-то случаях их наличие помогло во время перебросить войска или доставить продукты, а в каких-то – отсутствие хороших дорог затормозило наступление противника…

В мемуарах немцев, прошедших войну, встречаются оценки наших дорог. Некоторые пишут о том, что в случае победы в войне над нашей страной им пришлось бы начинать именно со строительства дорог, настолько наши не устраивали их по качеству.

Ну, а нашим людям не привыкать из ничего сделать что-то. Так появлялись лежневки на болотах, лесные тропы, всевозможные переправы, узкоколейки, которые сыграли очень важную роль в победах Красной армии.

Был план постройки, и он уже начал реализовываться, железной дороги по льду Ладожского озера, но после прорыва блокады необходимость в ней отпала. Про автомобильную ледовую трассу, конечно, слышал каждый.

Дороги приобретают особую ценность тогда, когда их перекрывают. Это как воздух: он есть, и кто же о нем будет думать. Это как сама жизнь и свобода. Пандемия последнего времени лишь слегка показала нам, что такое перекрытые дороги. И тогда начинается паника…

Как свидетельствуют очевидцы, летом 1941 года в Ленинграде паники еще не было. Шла плановая эвакуация населения, промышленности, учебных заведений, культурных ценностей. Дороги вокруг Ленинграда были пока свободны. И именно наличие разветвленной сети самых разных дорог позволило провести массовую эвакуацию промышленности и развернуть военные заводы на Урале и в Сибири. Без действующих дорог такой грандиозный проект просто не смог бы быть осуществлен.

– Таким образом, именно дороги являются главными действующими лицами предлагаемых материалов?

– Главные герои здесь люди, которым пришлось передвигаться по тем или иным дорогам, встречать препятствия и рисковать жизнью. Мы представляем читателям несколько самых разных историй, рассказанных как от первого лица, так и языком документа.

– Как оформлены эти материалы?

– В оформлении используются фотографии, сохранившиеся в семьях блокадников и ветеранов, современные фото, а также снимки, сделанные во время войны противником и появившиеся сейчас на просторах интернета.

– Как Вы думаете, вызовет ли проект интерес у читателей нашего портала?

– В этом смысле можно вспомнить интервью, данное когда-то белорусским писателем Алесем Адамовичем одной из питерских газет. Ему задали практически тот же вопрос: уверен ли он в том, что люди будут читать «Блокадную книгу», созданную им в соавторстве с писателем Даниилом Граниным? Он ответил: «Уверен, что не будут». И добавил: «Но мы должны оставить». И они оставили сотни историй, записанных ими из первых уст участников событий.

А что мы видим сегодня? Подведены итоги недавно прошедшего XVI Санкт-Петербургского книжного салона, посещаемость которого составила 100 тыс. человек в день. «Блокадная книга» претерпела несколько переизданий, и она покупается вновь, вместе с воспоминаниями правнучки маршала Рокоссовского и потомков маршала Говорова. Зафиксирован огромный интерес к книгам, написанным в жанре нон-фикшн. А это значит, что читателей больше интересуют не выдуманные истории (не умоляя достоинств художественной литературы), а повествования от первого лица, мемуары, эссе и документы.
Будем же и мы надеяться на то, что материалы нашего спецпроекта окажутся в зоне востребованности. Ведь все они построены на документах и воспоминаниях конкретных людей.

Проект «Дороги блокады» рассказывает о большой Дороге жизни и о десятках маленьких дорог и даже тропинок, о людях, которые, работая на этих дорогах, спасали блокадный Ленинград. Мы верим, что история подвига наших соотечественников не может оставить равнодушным никого и никогда. Специальный проект «Дороги блокады» доступен по ссылке.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions