– Татьяна Александровна, зачем и почему понадобилось делать отдельный спецпроект к 80-летию начала блокады Ленинграда? Ведь об этом периоде истории сказано, казалось бы, абсолютно все.
– Действительно, можно ли еще что-то добавить? Как выясняется – можно. В моем распоряжении оказался отчет начальника службы пути Октябрьской железной дороги, датированный 1945 годом, в котором дана техническая характеристика состояния хозяйства дистанций пути в период войны. Подробнейший, 120-страничный доклад, составленный в свое время, безусловно, для узкого круга лиц, он дает представление о том, как использовались имеющиеся участки дорог, как они разрушались под вражескими бомбами, как и какими силами восстанавливались, как в неимоверно трудных условиях строились новые ветки.
От этого документа веет самой войной. Судьбы конкретных людей и отдельных предприятий, самые разные события, так или иначе сыгравшие свою роль в приближении освобождения города. Дороги внутри блокадного кольца и вне его, посредством которых обеспечивалась доставка грузов к границам действующего коридора – Дороги жизни.
– Проект называется «Дороги блокады». Почему именно на дорогах делается акцент?
– Километры проезжих и непроезжих дорог стали одной из главных особенностей войны. В каких-то случаях их наличие помогло во время перебросить войска или доставить продукты, а в каких-то – отсутствие хороших дорог затормозило наступление противника…
В мемуарах немцев, прошедших войну, встречаются оценки наших дорог. Некоторые пишут о том, что в случае победы в войне над нашей страной им пришлось бы начинать именно со строительства дорог, настолько наши не устраивали их по качеству.
Ну, а нашим людям не привыкать из ничего сделать что-то. Так появлялись лежневки на болотах, лесные тропы, всевозможные переправы, узкоколейки, которые сыграли очень важную роль в победах Красной армии.
Был план постройки, и он уже начал реализовываться, железной дороги по льду Ладожского озера, но после прорыва блокады необходимость в ней отпала. Про автомобильную ледовую трассу, конечно, слышал каждый.
Дороги приобретают особую ценность тогда, когда их перекрывают. Это как воздух: он есть, и кто же о нем будет думать. Это как сама жизнь и свобода. Пандемия последнего времени лишь слегка показала нам, что такое перекрытые дороги. И тогда начинается паника…
Как свидетельствуют очевидцы, летом 1941 года в Ленинграде паники еще не было. Шла плановая эвакуация населения, промышленности, учебных заведений, культурных ценностей. Дороги вокруг Ленинграда были пока свободны. И именно наличие разветвленной сети самых разных дорог позволило провести массовую эвакуацию промышленности и развернуть военные заводы на Урале и в Сибири. Без действующих дорог такой грандиозный проект просто не смог бы быть осуществлен.
– Таким образом, именно дороги являются главными действующими лицами предлагаемых материалов?
– Главные герои здесь люди, которым пришлось передвигаться по тем или иным дорогам, встречать препятствия и рисковать жизнью. Мы представляем читателям несколько самых разных историй, рассказанных как от первого лица, так и языком документа.
– Как оформлены эти материалы?
– В оформлении используются фотографии, сохранившиеся в семьях блокадников и ветеранов, современные фото, а также снимки, сделанные во время войны противником и появившиеся сейчас на просторах интернета.
– Как Вы думаете, вызовет ли проект интерес у читателей нашего портала?
– В этом смысле можно вспомнить интервью, данное когда-то белорусским писателем Алесем Адамовичем одной из питерских газет. Ему задали практически тот же вопрос: уверен ли он в том, что люди будут читать «Блокадную книгу», созданную им в соавторстве с писателем Даниилом Граниным? Он ответил: «Уверен, что не будут». И добавил: «Но мы должны оставить». И они оставили сотни историй, записанных ими из первых уст участников событий.
А что мы видим сегодня? Подведены итоги недавно прошедшего XVI Санкт-Петербургского книжного салона, посещаемость которого составила 100 тыс. человек в день. «Блокадная книга» претерпела несколько переизданий, и она покупается вновь, вместе с воспоминаниями правнучки маршала Рокоссовского и потомков маршала Говорова. Зафиксирован огромный интерес к книгам, написанным в жанре нон-фикшн. А это значит, что читателей больше интересуют не выдуманные истории (не умоляя достоинств художественной литературы), а повествования от первого лица, мемуары, эссе и документы.
Будем же и мы надеяться на то, что материалы нашего спецпроекта окажутся в зоне востребованности. Ведь все они построены на документах и воспоминаниях конкретных людей.
Проект «Дороги блокады» рассказывает о большой Дороге жизни и о десятках маленьких дорог и даже тропинок, о людях, которые, работая на этих дорогах, спасали блокадный Ленинград. Мы верим, что история подвига наших соотечественников не может оставить равнодушным никого и никогда. Специальный проект «Дороги блокады» доступен по ссылке.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.