+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.07.2021 11:30:00
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Журнал РЖД-Партнер готовит к выпуску специальный проект Дороги блокады

«Дороги блокады» – так называется наш спецпроект. Дата его выхода в свет не случайна: именно 8 сентяб­ря 1941 года пали последние населенные пункты, и город на Неве оказался в полной изоляции. Потребовались дни, месяцы и годы, чтобы связующие ниточки были восстановлены… Автор проекта – журналист Татьяна Куценина. Мы попросили ее ответить на несколько вопросов.
Журнал РЖД-Партнер готовит к выпуску специальный проект Дороги блокады
– Татьяна Александровна, зачем и почему понадобилось делать отдельный спецпроект к 80-летию начала блокады Ленинграда? Ведь об этом периоде истории сказано, казалось бы, абсолютно все.

– Действительно, можно ли еще что-то добавить? Как выясняется – можно. В моем распоряжении оказался отчет начальника службы пути Октябрьской железной дороги, датированный 1945 годом, в котором дана техническая характеристика состояния хозяйства дистанций пути в период войны. Подробнейший, 120-страничный доклад, составленный в свое время, безусловно, для узкого круга лиц, он дает представление о том, как использовались имеющиеся участки дорог, как они разрушались под вражескими бомбами, как и какими силами восстанавливались, как в неимоверно трудных условиях строились новые ветки.

От этого документа веет самой войной. Судьбы конкретных людей и отдельных предприятий, самые разные события, так или иначе сыгравшие свою роль в приближении освобождения города. Дороги внутри блокадного кольца и вне его, посредством которых обеспечивалась доставка грузов к границам действующего коридора – Дороги жизни.

– Проект называется «Дороги блокады». Почему именно на дорогах делается акцент?

– Километры проезжих и непроезжих дорог стали одной из главных особенностей войны. В каких-то случаях их наличие помогло во время перебросить войска или доставить продукты, а в каких-то – отсутствие хороших дорог затормозило наступление противника…

В мемуарах немцев, прошедших войну, встречаются оценки наших дорог. Некоторые пишут о том, что в случае победы в войне над нашей страной им пришлось бы начинать именно со строительства дорог, настолько наши не устраивали их по качеству.

Ну, а нашим людям не привыкать из ничего сделать что-то. Так появлялись лежневки на болотах, лесные тропы, всевозможные переправы, узкоколейки, которые сыграли очень важную роль в победах Красной армии.

Был план постройки, и он уже начал реализовываться, железной дороги по льду Ладожского озера, но после прорыва блокады необходимость в ней отпала. Про автомобильную ледовую трассу, конечно, слышал каждый.

Дороги приобретают особую ценность тогда, когда их перекрывают. Это как воздух: он есть, и кто же о нем будет думать. Это как сама жизнь и свобода. Пандемия последнего времени лишь слегка показала нам, что такое перекрытые дороги. И тогда начинается паника…

Как свидетельствуют очевидцы, летом 1941 года в Ленинграде паники еще не было. Шла плановая эвакуация населения, промышленности, учебных заведений, культурных ценностей. Дороги вокруг Ленинграда были пока свободны. И именно наличие разветвленной сети самых разных дорог позволило провести массовую эвакуацию промышленности и развернуть военные заводы на Урале и в Сибири. Без действующих дорог такой грандиозный проект просто не смог бы быть осуществлен.

– Таким образом, именно дороги являются главными действующими лицами предлагаемых материалов?

– Главные герои здесь люди, которым пришлось передвигаться по тем или иным дорогам, встречать препятствия и рисковать жизнью. Мы представляем читателям несколько самых разных историй, рассказанных как от первого лица, так и языком документа.

– Как оформлены эти материалы?

– В оформлении используются фотографии, сохранившиеся в семьях блокадников и ветеранов, современные фото, а также снимки, сделанные во время войны противником и появившиеся сейчас на просторах интернета.

– Как Вы думаете, вызовет ли проект интерес у читателей нашего портала?

– В этом смысле можно вспомнить интервью, данное когда-то белорусским писателем Алесем Адамовичем одной из питерских газет. Ему задали практически тот же вопрос: уверен ли он в том, что люди будут читать «Блокадную книгу», созданную им в соавторстве с писателем Даниилом Граниным? Он ответил: «Уверен, что не будут». И добавил: «Но мы должны оставить». И они оставили сотни историй, записанных ими из первых уст участников событий.

А что мы видим сегодня? Подведены итоги недавно прошедшего XVI Санкт-Петербургского книжного салона, посещаемость которого составила 100 тыс. человек в день. «Блокадная книга» претерпела несколько переизданий, и она покупается вновь, вместе с воспоминаниями правнучки маршала Рокоссовского и потомков маршала Говорова. Зафиксирован огромный интерес к книгам, написанным в жанре нон-фикшн. А это значит, что читателей больше интересуют не выдуманные истории (не умоляя достоинств художественной литературы), а повествования от первого лица, мемуары, эссе и документы.
Будем же и мы надеяться на то, что материалы нашего спецпроекта окажутся в зоне востребованности. Ведь все они построены на документах и воспоминаниях конкретных людей.

Проект «Дороги блокады» рассказывает о большой Дороге жизни и о десятках маленьких дорог и даже тропинок, о людях, которые, работая на этих дорогах, спасали блокадный Ленинград. Мы верим, что история подвига наших соотечественников не может оставить равнодушным никого и никогда. Специальный проект «Дороги блокады» доступен по ссылке.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions