– Какие главные способы контроля за жизненным циклом вагонов сегодня особенно актуальны и эффективны?
– Сегодня в мире преобладают различные IIoT- или BI-системы, которые постоянно обрабатывают массивы аналитических данных с целью оптимизации загрузки активов и прогнозирования работ по их обслуживанию. Но прежде всего необходимо организовать эффективный процесс сбора этих данных.
В задачах прослеживания нецифровых активов незаменимую роль играют средства идентификации. Не случайно в мировой практике технология радиочастотной идентификации наиболее востребована именно в логистике. Применение систем пассивной идентификации (RFID) или решений для мониторинга в режиме онлайн (RTLS, LPWAN, GPS, ГЛОНАСС) позволяет обеспечить снабжение учетных систем оперативными аналитическим данными точно и вовремя. Интеграция возможностей подсистемы идентификации в бизнес-процессы минимизирует участие человека и уменьшает последствия ошибки или несвоевременного ввода информации.
В задачах контроля за жизненным циклом вагона RFID предлагает широкие функциональные возможности: считать идентификатор вагона при любых погодных условиях и даже при отсутствии видимости (в том числе на скоростях более 200 км/ч), определить направление движения вагона, зафиксировать сопроводительные данные в специальной области памяти RFID-метки, определить тип операции (например, факт погрузки или разгрузки), отследить факт поверки критически важных узлов и многое другое.
Системы активного мониторинга (RTLS, LPWAN, GPS, ГЛОНАСС) позволяют отслеживать местоположение, скорость движения, остановки, вибрации, удары, температурный режим как внутри, так и за пределами вагона, влажность, задымленность и другие параметры. Транспондер фактически может выступать бортовым самописцем для каждого вагона или контейнера, на который он установлен.
Подсистема идентификации помогает получить и обработать информацию как о состоянии вагона, так и о его движении в рамках логистической цепочки. Сбор данных может быть организован полностью автоматически, либо выполняться на уровне регламентных заданий для операторов с использованием мобильных терминалов сбора данных, оснащенных RFID-модулем.
– Как повышается надежность доставки товаров при использовании способов контроля в логистической цепочке?
– Надежность доставки напрямую зависит от качества планирования, а качественное планирование невозможно без надежного и своевременного контроля за фактом выполнения промежуточных задач. Подсистема идентификации позволяет максимально оперативно и точно регистрировать движения товаров в режиме онлайн, чтобы обеспечить максимум опций для планирования. На примере мировой практики переход на автоматизированные средства контроля позволяет улучшить показатели надежности доставки до 100%.
Наибольший эффект от перехода на передовые системы прослеживания проявляется для мощных грузопотоков и для плавающего расписания доставки, когда нагрузка на диспетчерские службы наиболее высока. Но, безусловно, на показатель надежности доставки влияет множество факторов, а также ряд внешних обстоятельств, таких как эпидемии и геополитическая ситуация. Каждый конкретный кейс следует рассматривать индивидуально.
– На Ваш взгляд, улучшается ли сама логистика взаимодействия участников перевозочного процесса?
– Каждая компания проходит эволюционный путь в зависимости от своей стартовой базы. Кто-то планомерно развивает собственные продукты, кто-то предпочитает готовые и порой избыточные решения. Нет единых правил игры для оптимизации взаимодействия между участниками рынка. Подходы по автоматизации достаточно разнородны и часто носят локальный характер. Взаимная интеграция участников логистического процесса постепенно улучшается, но в целом на рынке преобладает консервативный тренд.
Все участники процесса держат в фокусе собственные интересы и минимально инвестируют в перспективные решения для развития глобальной цепочки поставок. Тем не менее развитие интернет-торговли и онлайн-сервисов доставки товаров стимулирует этот процесс.
– Какие главные проблемы наблюдаются сегодня при внедрении и эксплуатации новых способов контроля за жизненным циклом вагонов? Какие пути решения Вы видите?
– Основными проблемами остаются дороговизна технологических средств, сложности с замером эффективности текущих процессов «AS-IS», линейные подходы в оценке ROI от перехода на новую технологию «TO-BE», ограничения по трансформации смежных бизнес-процессов, разрозненность участников логистических цепочек. Новые технологии несут массу возможностей и потенциальных преимуществ. Наибольший эффект от внедрения возможен при условии точного воздействия непосредственно на узкие места бизнес-процессов и монетизации дополнительных опций.
Чтобы достоверно и в полном объеме оценить эффект от внедрения передовых решений, крайне важно выйти за рамки привычной парадигмы текущих метрик эффективности и рассмотреть ситуацию в перспективе и во всех деталях. Воздействие исключительно на технологические ограничения не всегда ведет к быстрым дивидендам, но реализация потенциала совокупных возможностей передовых технологий всегда приносит заметные результаты в перспективе и создает задел для развития на будущее.
Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.