• Ставка на полувагон
    1455
    8.7 %
    руб./сут.
    октябрь 2021
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2021Г. - 64 баллa
  • Финансы USD ЦБ РФ 70.86 0 EUR ЦБ РФ 82.5 0
    BTC 62807.79 usd BTC 4398429.53 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.03.2020 13:34:10
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Перспективы увеличения объемов грузов зависят от состояния транспортной инфраструктуры

На 2020 год ОАО «РЖД» поставило амбициозную задачу – довести объем транзитных перевозок до 750 тыс. контейнеров. При этом по перевозкам контейнеров в целом планируется достичь цифры 6 млн единиц. О том, какие вызовы стоят перед рынком контейнерных перевозок и какие меры необходимо предпринимать для развития транзитных потоков, РЖД-Партнеру рассказала руководитель проекта по развитию экспортной логистики АО «Российский экспортный центр» Алевтина Кириллова.
Перспективы увеличения объемов грузов зависят от состояния транспортной инфраструктуры
– Алевтина Григорьевна, какими тенденциями можно охарактеризовать в настоящее время рынок контейнерных перевозок в России?

– В течение 2016–2019 гг. наблюдается устойчивая тенденция к контейнеризации грузов, что обусловило прирост контейнерных грузопотоков на экспортных и транзитных направлениях. Так, экспортные отгрузки контейнеров в 2018 году составили порядка 900 тыс. TEU, транзитный контейнерный грузопоток в 2018-м составил 377 тыс. TEU, в прошлом – более 400 тыс. TEU.

По итогам прошлого года прирост контейнерного рынка в России составил 9%. Высокие темпы роста рынка, несмотря на слабую динамику российской экономики, были поддержаны двумя сегментами: транзитом (+22%) за счет маршрутов между Китаем и Европой и экспортом (+14%) за счет продолжающегося роста отгрузок пиломатериалов в Китай и прироста контейнеризации грузов агропромышленного комплекса (в первую очередь растительных масел).

При этом стоит отметить, что ожидания экспертов по динамике мирового контейнерного рынка в прошлом году не оправдались. Прогнозируемые многими международными агентствами темпы прироста контейнерного рынка в 2019-м постепенно снижались с изначально установленного значения в +4%. Сейчас оценки прироста по итогам года варьируются от 2,2 до 2,6%.

– Как Вы считаете, обострилась ли сегодня на рынке контейнерных перевозок конкуренция? За какие грузы и на каких направлениях?

– Да, конечно, и в первую очередь – за высокомаржинальные грузы по маршрутам основных транспортных коридоров Восток – Запад, Север – Юг и панъевропейских коридоров.

Конкурентами железнодорожников на рынке контейнерных грузоперевозок традиционно являются автоперевозчики и водный (морской, речной) транспорт. Конкурентные преимущества автомобильных контейнерных грузоперевозок очевидны: это, прежде всего, высокая скорость доставки, более низкие, по сравнению с железнодорожными, тарифы на небольших расстояниях, в среднем до 1 тыс. км, гибкий график отправок, охрана в пути, возможность доставки контейнеров от двери до двери без перевалки.

Серьезную конкуренцию железнодорожникам на дальних, особенно транзитных, маршрутах составляют морские перевозчики, главным образом за счет низких тарифов: стоимость перевозки с использованием большегрузных судов-контейнеровозов в 1,5–2 раза ниже.

К конкурентным преимуществам железнодорожных контейнерных грузоперевозок следует отнести возможность эффективной организации регулярных массовых доставок контейнеров, экологичность данного вида транспорта и наличие разветвленной транспортной и терминальной сетей.

По мере увеличения контейнерных грузопотоков межвидовая конкуренция на рынке контейнерных грузоперевозок будет только возрастать.

– Какие проекты способствуют увеличению объемов грузоперевозок по целому ряду контейнерных маршрутов, связывающих Европу и Азию, и насколько успешно?

– Ежегодный оборот между Китаем и Европой превышает 20 млн контейнеров, но только 2% из них транспортируются через Россию. При этом китайские компании говорят о большом интересе к сухопутному маршруту и планируют, что к 2025 году по нему будет проходить порядка 10–15% грузооборота между Китаем и Европой.

Приоритетное значение для Китая имеют инфраструктурные проекты, позволяющие не только обеспечить беспрепятственную доставку китайских экспортных товаров в другие регионы Евразии и загрузить производственные мощности страны, но и увеличить экономическую взаимозависимость стран, участвующих в проекте.

На сегодняшний день почти 94% контейнерных грузов из Китая в Европу доставляются морским транспортом, и лишь около 6% приходится на сухопутные перевозки. Несмотря на это, в целях диверсификации поставок КНР намерена развивать сухопутные маршруты, и особую роль в этом процессе занимает Центрально-Азиатский регион.

Большая часть грузов железнодорожных контейнерных перевозок на направлении Китай – Европа транспортируется по российскому Транссибу, а привлеченный поток Китай – Европа через территорию Казахстана составляет порядка 15% всего грузопотока на данном направлении.

По территории Центральной Азии проходят сухопутные коридоры, связывающие Китай с государствами Персидского залива, в частности с Ираном. Развитие этих маршрутов особо актуально в условиях снятия санкций с Ирана и активизации его экономической активности.

Изучается также строительство железной дороги по маршруту КНР – Киргизия – Таджикистан – Афганистан – Иран. В отличие от существующего коридора новый путь пройдет по высокогорным участкам Киргизии и Таджикистана. Его реализация позволила бы связать воедино железнодорожную инфраструктуру этих стран и снизить их транспортную зависимость от Узбекистана. Однако высокая себестоимость, необходимость возведения большого количества тоннелей и нестабильная ситуация в Афганистане существенно ограничивают привлекательность проекта для китайских инвесторов.

– Какие факторы будут способствовать увеличению транзитных потоков?

– При выборе грузоотправителями маршрута доставки в первую очередь ими оценивается удобство сервиса, быстрота и стоимость маршрута. Сейчас по транзитным маршрутам Китай – Европа лайнерные контейнерные поезда курсируют в обоих направлениях, вдоль стран в рамках инициативы «Один пояс – один путь», с определенными номерами, по утвержденным линиям, по установленному расписанию и времени в пути.

Контейнерные поезда в Китае субсидируются властями провинций, через которые проходит их маршрут. Благодаря китайским субсидиям грузоотправитель может в отдельных случаях получить ставку за контейнер, который за 3 недели доходит из Нидерландов до Китая, всего $1 тыс. Китаем поставлена цель достичь к 2020 году 5 тыс. контейнерных поездов в год.

С учетом этих факторов нами совместно с логистическими операторами проводится работа по привлечению транзитных контейнерных перевозок по маршрутам транспортных коридоров Восток – Запад и Север – Юг и росту контейнерных транзитных лайнерных поездов до 2024 года.

В частности, речь идет об увеличении парка фитинговых платформ до 2024 года минимум на 16 тыс. единиц; проработке с руководителями китайских провинций вопроса о сохранении китайских субсидий на контейнерные перевозки до 2024 года; согласовании долгосрочных сквозных тарифов по транзитным маршрутам; модернизации пунктов пропуска и пограничных сервисов; ускорении обработки грузопотоков на границах, развитии приграничных терминалов.

– Как необходимо организовать контейнерные маршруты для повышения эффективности экспортных и импортных отправок?

– Перспективы увеличения объемов грузов зависят от состояния транспортной инфраструктуры, объемов взаимной торговли, объемов взаимных инвестиций между странами и состояния мировой экономики в целом.

Одним из путей увеличения экспортно-импортных грузопотоков является создание таких механизмов, как максимальная контейнеризация грузов, система комплексных логистических сервисов, включая комплексные тарифные ставки и организацию кольцевых маршрутов, интегрированная логистика распределения товаров от центров производства к центрам потребления и четко взаимоувязанная сеть транспортно-логистических центров и терминалов, где консолидируются, складируются и обрабатываются грузы для дальнейшего распределения.

Такой подход позволяет обеспечить для экономики ряд таких эффектов, как повышение доступности товаров за счет снижения потребительских цен, снижение стоимости продвижения товаров от центров производства к потребителям, повышение инвестиционной привлекательности проектов по размещению производств и объектов транспортной инфраструктуры.

Подготовила Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions