+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.03.2020 13:34:10
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Перспективы увеличения объемов грузов зависят от состояния транспортной инфраструктуры

На 2020 год ОАО «РЖД» поставило амбициозную задачу – довести объем транзитных перевозок до 750 тыс. контейнеров. При этом по перевозкам контейнеров в целом планируется достичь цифры 6 млн единиц. О том, какие вызовы стоят перед рынком контейнерных перевозок и какие меры необходимо предпринимать для развития транзитных потоков, РЖД-Партнеру рассказала руководитель проекта по развитию экспортной логистики АО «Российский экспортный центр» Алевтина Кириллова.
Перспективы увеличения объемов грузов зависят от состояния транспортной инфраструктуры
– Алевтина Григорьевна, какими тенденциями можно охарактеризовать в настоящее время рынок контейнерных перевозок в России?

– В течение 2016–2019 гг. наблюдается устойчивая тенденция к контейнеризации грузов, что обусловило прирост контейнерных грузопотоков на экспортных и транзитных направлениях. Так, экспортные отгрузки контейнеров в 2018 году составили порядка 900 тыс. TEU, транзитный контейнерный грузопоток в 2018-м составил 377 тыс. TEU, в прошлом – более 400 тыс. TEU.

По итогам прошлого года прирост контейнерного рынка в России составил 9%. Высокие темпы роста рынка, несмотря на слабую динамику российской экономики, были поддержаны двумя сегментами: транзитом (+22%) за счет маршрутов между Китаем и Европой и экспортом (+14%) за счет продолжающегося роста отгрузок пиломатериалов в Китай и прироста контейнеризации грузов агропромышленного комплекса (в первую очередь растительных масел).

При этом стоит отметить, что ожидания экспертов по динамике мирового контейнерного рынка в прошлом году не оправдались. Прогнозируемые многими международными агентствами темпы прироста контейнерного рынка в 2019-м постепенно снижались с изначально установленного значения в +4%. Сейчас оценки прироста по итогам года варьируются от 2,2 до 2,6%.

– Как Вы считаете, обострилась ли сегодня на рынке контейнерных перевозок конкуренция? За какие грузы и на каких направлениях?

– Да, конечно, и в первую очередь – за высокомаржинальные грузы по маршрутам основных транспортных коридоров Восток – Запад, Север – Юг и панъевропейских коридоров.

Конкурентами железнодорожников на рынке контейнерных грузоперевозок традиционно являются автоперевозчики и водный (морской, речной) транспорт. Конкурентные преимущества автомобильных контейнерных грузоперевозок очевидны: это, прежде всего, высокая скорость доставки, более низкие, по сравнению с железнодорожными, тарифы на небольших расстояниях, в среднем до 1 тыс. км, гибкий график отправок, охрана в пути, возможность доставки контейнеров от двери до двери без перевалки.

Серьезную конкуренцию железнодорожникам на дальних, особенно транзитных, маршрутах составляют морские перевозчики, главным образом за счет низких тарифов: стоимость перевозки с использованием большегрузных судов-контейнеровозов в 1,5–2 раза ниже.

К конкурентным преимуществам железнодорожных контейнерных грузоперевозок следует отнести возможность эффективной организации регулярных массовых доставок контейнеров, экологичность данного вида транспорта и наличие разветвленной транспортной и терминальной сетей.

По мере увеличения контейнерных грузопотоков межвидовая конкуренция на рынке контейнерных грузоперевозок будет только возрастать.

– Какие проекты способствуют увеличению объемов грузоперевозок по целому ряду контейнерных маршрутов, связывающих Европу и Азию, и насколько успешно?

– Ежегодный оборот между Китаем и Европой превышает 20 млн контейнеров, но только 2% из них транспортируются через Россию. При этом китайские компании говорят о большом интересе к сухопутному маршруту и планируют, что к 2025 году по нему будет проходить порядка 10–15% грузооборота между Китаем и Европой.

Приоритетное значение для Китая имеют инфраструктурные проекты, позволяющие не только обеспечить беспрепятственную доставку китайских экспортных товаров в другие регионы Евразии и загрузить производственные мощности страны, но и увеличить экономическую взаимозависимость стран, участвующих в проекте.

На сегодняшний день почти 94% контейнерных грузов из Китая в Европу доставляются морским транспортом, и лишь около 6% приходится на сухопутные перевозки. Несмотря на это, в целях диверсификации поставок КНР намерена развивать сухопутные маршруты, и особую роль в этом процессе занимает Центрально-Азиатский регион.

Большая часть грузов железнодорожных контейнерных перевозок на направлении Китай – Европа транспортируется по российскому Транссибу, а привлеченный поток Китай – Европа через территорию Казахстана составляет порядка 15% всего грузопотока на данном направлении.

По территории Центральной Азии проходят сухопутные коридоры, связывающие Китай с государствами Персидского залива, в частности с Ираном. Развитие этих маршрутов особо актуально в условиях снятия санкций с Ирана и активизации его экономической активности.

Изучается также строительство железной дороги по маршруту КНР – Киргизия – Таджикистан – Афганистан – Иран. В отличие от существующего коридора новый путь пройдет по высокогорным участкам Киргизии и Таджикистана. Его реализация позволила бы связать воедино железнодорожную инфраструктуру этих стран и снизить их транспортную зависимость от Узбекистана. Однако высокая себестоимость, необходимость возведения большого количества тоннелей и нестабильная ситуация в Афганистане существенно ограничивают привлекательность проекта для китайских инвесторов.

– Какие факторы будут способствовать увеличению транзитных потоков?

– При выборе грузоотправителями маршрута доставки в первую очередь ими оценивается удобство сервиса, быстрота и стоимость маршрута. Сейчас по транзитным маршрутам Китай – Европа лайнерные контейнерные поезда курсируют в обоих направлениях, вдоль стран в рамках инициативы «Один пояс – один путь», с определенными номерами, по утвержденным линиям, по установленному расписанию и времени в пути.

Контейнерные поезда в Китае субсидируются властями провинций, через которые проходит их маршрут. Благодаря китайским субсидиям грузоотправитель может в отдельных случаях получить ставку за контейнер, который за 3 недели доходит из Нидерландов до Китая, всего $1 тыс. Китаем поставлена цель достичь к 2020 году 5 тыс. контейнерных поездов в год.

С учетом этих факторов нами совместно с логистическими операторами проводится работа по привлечению транзитных контейнерных перевозок по маршрутам транспортных коридоров Восток – Запад и Север – Юг и росту контейнерных транзитных лайнерных поездов до 2024 года.

В частности, речь идет об увеличении парка фитинговых платформ до 2024 года минимум на 16 тыс. единиц; проработке с руководителями китайских провинций вопроса о сохранении китайских субсидий на контейнерные перевозки до 2024 года; согласовании долгосрочных сквозных тарифов по транзитным маршрутам; модернизации пунктов пропуска и пограничных сервисов; ускорении обработки грузопотоков на границах, развитии приграничных терминалов.

– Как необходимо организовать контейнерные маршруты для повышения эффективности экспортных и импортных отправок?

– Перспективы увеличения объемов грузов зависят от состояния транспортной инфраструктуры, объемов взаимной торговли, объемов взаимных инвестиций между странами и состояния мировой экономики в целом.

Одним из путей увеличения экспортно-импортных грузопотоков является создание таких механизмов, как максимальная контейнеризация грузов, система комплексных логистических сервисов, включая комплексные тарифные ставки и организацию кольцевых маршрутов, интегрированная логистика распределения товаров от центров производства к центрам потребления и четко взаимоувязанная сеть транспортно-логистических центров и терминалов, где консолидируются, складируются и обрабатываются грузы для дальнейшего распределения.

Такой подход позволяет обеспечить для экономики ряд таких эффектов, как повышение доступности товаров за счет снижения потребительских цен, снижение стоимости продвижения товаров от центров производства к потребителям, повышение инвестиционной привлекательности проектов по размещению производств и объектов транспортной инфраструктуры.

Подготовила Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions