+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.01.2021 09:37:05
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Перевозка из Японии через территорию Китая, Казахстана и России экономически и логистически нецелесообразна

Недавно стало известно, что японский морской грузоотправитель Nippon Yusen будет перенаправлять часть экспортного грузопотока с моря на железную дорогу, чтобы сократить выбросы углекислого газа. В партнерстве с китайским железнодорожным оператором Nippon Yusen планирует отгружать автомобили из Японии в Китай через Казахстан. О перспективах развития подобного транзита через Россию мы говорим с операционным директором бизнес-юнита ВЭД Первой экспедиционной компании Сергеем Сафонинковым.
Перевозка из Японии через территорию Китая, Казахстана и России экономически и логистически нецелесообразна
– Сергей, по Вашему мнению, какие факторы могли бы способствовать открытию подобного грузопотока из Японии, но только через территорию России?

– Товары перевозятся по Транссибирскому маршруту из Китая в Европу с 1973 года. Маршрут из Китая и через Китай в Россию или транзит в Европу можно назвать классическими, но по-прежнему востребованными.

Например, в конце 2020 года началась реализация транспортного коридора из Японии в Европу, также по Транссибирской железнодорожной магистрали. Проект согласован Министерствами транспорта Японии и России. Контейнерные поезда с японскими товарами – блок-трейны – идут по маршруту Владивосток – Москва – Брест (Беларусь) – Малашевиче (Польша). Общая протяженность маршрута превышает 10 тыс. км.

С помощью контейнерных поездов свои грузы доставляют в Европу крупные японские компании: нефтехимическая корпорация Nippon Shokubai, гигант японского автостроения Honda Motors, корпорация Makita Corporation, производитель медицинской техники Nipro Corporation. Всего в проекте участвуют около 15 компаний, а также японская международная логистическая корпорация Nippon Express.

– Что необходимо сделать для того, чтобы подобное направление было конкурентным, ведь для этого есть вся грузовая база?

– Считаю, что транзитные маршруты по Транссибу не теряют своей привлекательности.

Во-первых, перевозка по территории одной страны позволяет избежать пересечения нескольких таможенных границ, как, например, по Транскаспийскому маршруту. Нужно учитывать, что в разных странах максимальный вес, который разрешено перевозить, различается, поэтому груз приходится расцеплять и переформировывать. Все это приводит к удорожанию перевозки и увеличению сроков доставки.

Во-вторых, в России действительно есть грузовая база, а также необходимая инфраструктура как в портах Владивостока, так и на Транссибе. Кроме того, этот маршрут предусматривает только одну морскую перевалку, что удешевляет перевозку и сокращает сроки.

Но в данном конкретном случае есть и еще один аспект: любой железнодорожный маршрут через Казахстан в Европу частично проходит по российской территории. Перевозка из Японии через территорию Китая, Казахстана и России экономически и логистически нецелесообразна. Маршрут через Владивосток более удобен: требует оформления меньшего числа документов, грузы доставляются в более короткие сроки.

Вряд ли речь идет о больших объемах, которые не смогли бы обеспечить морские порты во Владивостоке.

Безусловно, компании пытаются диверсифицировать маршруты перевозок, например, для того чтобы избежать задержек в случае возникновения дефицита провозных мощностей на Транссибе. Такие ситуации возникали летом 2020 года, когда пиковые нагрузки, связанные с отгрузкой угля, совпали с плановыми ремонтными работами.

Также соседние государства используют свое географическое положение для получения статуса страны-транзитера. Активно в этом направлении двигают Казахстан, Азербайджан и другие страны.

– Зарубежные компании на фоне декарбонизации транспортного сектора отдают преимущество экологичным видам перевозок, но не выбирают Восточный полигон? В чем, по Вашему мнению, проблема? Связана ли она с тем, что участок Восточного полигона, по которому могут пойти эти поезда, не электрифицирован?

– Тренд на экологичность не обошел и транспортную отрасль. Однако в рамках программы снижения выбросов парниковых газов и сокращения угольной генерации Россия не отказывается от ТЭС, работающих на угле. При этом и новых в последние годы не строилось.

Но схема строительства дополнительной генерации для энергоснабжения Восточного полигона, который включает Транссиб и БАМ, предполагает строительство ТЭС «Пеледуй» в Бодайбинском районе Иркутской области на 456 МВт и расширение угольной Нерюнгринской ГРЭС.

Одновременно Минэнерго России планирует отказаться от строительства двух угольных ТЭС – в Советской Гавани и Находке. Общая мощность генерации снизится с 1,4 до 1,116 ГВт.

Но остается тот факт, что снабжать электроэнергией Транссиб будут угольные ТЭС.

Возможно, это и послужило причиной, по которой японская компания выбрала другой маршрут грузоперевозок. Хотя данных о том, за счет каких источников осуществляется энергоснабжение железных дорог в Китае и Казахстане, у нас нет.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions