+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.01.2021 09:37:05
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Перевозка из Японии через территорию Китая, Казахстана и России экономически и логистически нецелесообразна

Недавно стало известно, что японский морской грузоотправитель Nippon Yusen будет перенаправлять часть экспортного грузопотока с моря на железную дорогу, чтобы сократить выбросы углекислого газа. В партнерстве с китайским железнодорожным оператором Nippon Yusen планирует отгружать автомобили из Японии в Китай через Казахстан. О перспективах развития подобного транзита через Россию мы говорим с операционным директором бизнес-юнита ВЭД Первой экспедиционной компании Сергеем Сафонинковым.
Перевозка из Японии через территорию Китая, Казахстана и России экономически и логистически нецелесообразна
– Сергей, по Вашему мнению, какие факторы могли бы способствовать открытию подобного грузопотока из Японии, но только через территорию России?

– Товары перевозятся по Транссибирскому маршруту из Китая в Европу с 1973 года. Маршрут из Китая и через Китай в Россию или транзит в Европу можно назвать классическими, но по-прежнему востребованными.

Например, в конце 2020 года началась реализация транспортного коридора из Японии в Европу, также по Транссибирской железнодорожной магистрали. Проект согласован Министерствами транспорта Японии и России. Контейнерные поезда с японскими товарами – блок-трейны – идут по маршруту Владивосток – Москва – Брест (Беларусь) – Малашевиче (Польша). Общая протяженность маршрута превышает 10 тыс. км.

С помощью контейнерных поездов свои грузы доставляют в Европу крупные японские компании: нефтехимическая корпорация Nippon Shokubai, гигант японского автостроения Honda Motors, корпорация Makita Corporation, производитель медицинской техники Nipro Corporation. Всего в проекте участвуют около 15 компаний, а также японская международная логистическая корпорация Nippon Express.

– Что необходимо сделать для того, чтобы подобное направление было конкурентным, ведь для этого есть вся грузовая база?

– Считаю, что транзитные маршруты по Транссибу не теряют своей привлекательности.

Во-первых, перевозка по территории одной страны позволяет избежать пересечения нескольких таможенных границ, как, например, по Транскаспийскому маршруту. Нужно учитывать, что в разных странах максимальный вес, который разрешено перевозить, различается, поэтому груз приходится расцеплять и переформировывать. Все это приводит к удорожанию перевозки и увеличению сроков доставки.

Во-вторых, в России действительно есть грузовая база, а также необходимая инфраструктура как в портах Владивостока, так и на Транссибе. Кроме того, этот маршрут предусматривает только одну морскую перевалку, что удешевляет перевозку и сокращает сроки.

Но в данном конкретном случае есть и еще один аспект: любой железнодорожный маршрут через Казахстан в Европу частично проходит по российской территории. Перевозка из Японии через территорию Китая, Казахстана и России экономически и логистически нецелесообразна. Маршрут через Владивосток более удобен: требует оформления меньшего числа документов, грузы доставляются в более короткие сроки.

Вряд ли речь идет о больших объемах, которые не смогли бы обеспечить морские порты во Владивостоке.

Безусловно, компании пытаются диверсифицировать маршруты перевозок, например, для того чтобы избежать задержек в случае возникновения дефицита провозных мощностей на Транссибе. Такие ситуации возникали летом 2020 года, когда пиковые нагрузки, связанные с отгрузкой угля, совпали с плановыми ремонтными работами.

Также соседние государства используют свое географическое положение для получения статуса страны-транзитера. Активно в этом направлении двигают Казахстан, Азербайджан и другие страны.

– Зарубежные компании на фоне декарбонизации транспортного сектора отдают преимущество экологичным видам перевозок, но не выбирают Восточный полигон? В чем, по Вашему мнению, проблема? Связана ли она с тем, что участок Восточного полигона, по которому могут пойти эти поезда, не электрифицирован?

– Тренд на экологичность не обошел и транспортную отрасль. Однако в рамках программы снижения выбросов парниковых газов и сокращения угольной генерации Россия не отказывается от ТЭС, работающих на угле. При этом и новых в последние годы не строилось.

Но схема строительства дополнительной генерации для энергоснабжения Восточного полигона, который включает Транссиб и БАМ, предполагает строительство ТЭС «Пеледуй» в Бодайбинском районе Иркутской области на 456 МВт и расширение угольной Нерюнгринской ГРЭС.

Одновременно Минэнерго России планирует отказаться от строительства двух угольных ТЭС – в Советской Гавани и Находке. Общая мощность генерации снизится с 1,4 до 1,116 ГВт.

Но остается тот факт, что снабжать электроэнергией Транссиб будут угольные ТЭС.

Возможно, это и послужило причиной, по которой японская компания выбрала другой маршрут грузоперевозок. Хотя данных о том, за счет каких источников осуществляется энергоснабжение железных дорог в Китае и Казахстане, у нас нет.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions