- Роман, расскажите, пожалуйста, о перспективах реализации проекта и его ключевых участниках.
- В качестве основного участника проекта ВСМ-2 с китайской стороны рассматриваются «Китайские железные дороги» (аналог РЖД); в китайский консорциум также планируют войти: поставщик высокоскоростных составов и финансовый инвестор. В дальнейшем планируется сформировать российско-китайский консорциум, в который, помимо указанных представителей Китая, могут войти российские ОАО «РЖД» и АО «Высокоскоростные магистрали» и, возможно, какие-то крупные субподрядчики. Последние, вероятно, будут владеть миноритарной долей в консорциуме. Эта совместная компания сможет подать частную концессионную инициативу и в таком случае, скорее всего, будет выступать единственным претендентом на данный проект, поскольку ни один конкурент не сможет понести таких затрат без поддержки Российской Федерации. Подготовку проектной документации на строительство участка высокоскоростной магистрали планируется завершить в ближайшее время. Как только она пройдет необходимые экспертизы, можно будет говорить о возможности формирования пакета концессионной инициативы, необходимой для начала процесса заключения концессионного соглашения.
- Какие вопросы сотрудничества двух стран в области железнодорожных перевозок можно назвать самими актуальными?
- Китайцы уделяют большое внимание вопросам скорости грузовых железнодорожных перевозок, и ждут этого же от российской стороны. Протяженность высокоскоростных магистралей со скоростью движения до 350 км/ч в Китае уже превышает 7000 км, и большая часть этих магистралей пригодна для перевозки не только пассажиров, но и грузов. В России в силу объективных причин со скоростью, оперативностью грузовых перевозок имеются некоторые сложности, и ВСМ-2 в зоне ее экономического притяжения должна способствовать решению этой проблемы: грузовые поезда смогут идти по ней со значительно большей скоростью по сравнению с общестрановой. Конечно, эти скорости не будут достигать скорости пассажирских перевозок, но, тем не менее, они будут на несколько порядков выше, чем текущие скорости перевозки грузов по России.
- На Ваш взгляд, какие выгоды получит Россия от участия в проекте Шелкового пути?
- Конечно, в первую очередь это политически значимый проект. Стоит вспомнить, что в нашей стране нет ни одной подлинно высокоскоростной линии, кроме линии Москва-Санкт-Петербург, по которой ходят «Сапсаны», и то в полном смысле это не высокоскоростная линия, так как максимальная скорость на этом участке – не выше 200 км/ч, в то время как во всем мире высокоскоростными считаются линии, скорость движения на коорых превышает 250 км/ч. Появление высокоскоростных магистралей приблизит Россию к современному миру. Однако есть и экономическое обоснование проекта, которое говорит о том, что ВСМ-2 будет иметь определенный экономический эффект как от самой стройки, так и в дальнейшем. Прежде всего, это – кумулятивный эффект новых рабочих мест на территории расположения. Далее – это существенный рост стоимости земли на территориях, которые прилегают к стройке, что автоматически ведет за собой прокладку коммуникаций, подвод газовых, водопроводных систем, электросетей, которые будут обслуживать железную дорогу. Эти же системы пойдут на снабжение тех предприятий, которые могут появиться в периметре данного проекта. Ну и социальная значимость – возможность связать еще одним видом транспорта такие крупнейшие центры, как Москва, Нижний Новгород, Казань и другие.
- Окупится ли для России участие в проекте?
- Говорить о самоокупаемости ВСМ-2 достаточно тяжело, особенно в краткосрочной перспективе. Тем более если вспомнить, что пассажирские перевозки большей частью, как в России, так и во многих других странах. Включая Китай, – субсидируемые. Что касается инвесторов, то российская сторона как собственник ж/д инфраструктуры будет удерживать инфраструктурный сбор за использование железнодорожного транспорта. Определенный доход будет получать и оператор, скорее всего, он будет с российской стороны. Этот доход будет зависеть и от объема перевозок, и от их стоимости, и здесь китайцы предусмотрительно, строя разные пути перевозок, создают дополнительные условия для конкуренции. Так что о сверхприбылях по проекту Шелкового пути говорить не приходится, однако «отбить» часть затрат данный проект позволит.
Беседовала Анна Самойлова
Автор: Роман Чураков, старший юрист компании Herbert Smith Freehills CIS LLP
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.