+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.01.2024 16:16:48
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

В России готовят новый нацпроект «Транспорт»: что он может изменить в отрасли

В России готовят новый нацпроект «Транспорт»: что он может изменить в отрасли
Правительство РФ работает над новым нацпроектом «Транспорт». Это логично, так как 2024-й – последний год реализации БКАД и КПМИ. Но о новом документе пока мало что известно. РЖД-Партнер собрал информацию о том, что о нем уже говорилось в публичном поле, а также каким его видят эксперты и представители отрасли.

Первые подробности

О том, что нацпроект «Транспорт» проходит этап подготовки, стало известно в январе – его формирование обсудили на установочном совещании под председательством первого зампредседателя правительства. Как говорилось в официальных пост-релизах по совещанию, «Транспорт» должен стать правопреемником действующих сейчас нацпроектов «Безопасные качественные дороги» (БКАД) и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (КПМИ).

По словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, основой нового нацпроекта должна стать единая опорная транспортная сеть, формирование которой было предусмотрено в новой Транспортной стратегии, утвержденной в 2021 году.

«Новый нацпроект – это, по сути, впервые осуществляемая попытка создания системы планирования и реализации развития транспортной инфраструктуры в нашей стране, исходя из конечной задачи, которую поставил президент России, связанной с повышением мобильности населения и с обеспечением доступности транспортных сетей для грузоперевозок с учетом освоения новых для нашей страны внешних рынков дружественных стран», – процитировали РИА Новости и ТАСС слова А. Белоусова со ссылкой на его секретариат.

Разработку «Транспорта» планируется завершить за ближайшие 4–5 месяцев. Еще один момент, на котором предполагается сделать акцент в новом нацпроекте, – это соединение всех видов транспортной инфраструктуры.

Единая опорная сеть и ВСМ

Чуть более подробно о «Транспорте» рассказали А. Белоусов и Министр транспорта РФ Виталий Савельев в интервью ТАСС. По словам А. Белоусова, перемены в транспортной отрасли требуются потому, что механизмы, которые действуют сейчас, не соответствуют системным процессам, которые происходят в РФ с 2022 года: это изменения транспортных грузопотоков, связанные с санкциями, и быстрорастущий объем пассажирских поездок внутри страны. То, как развивалась отрасль с 2020 по 2023 год (и продолжит в 2024-м), – это «путь экстенсивного развития транспортной сети».

«Там есть целевые показатели, но, в принципе, видим какое-то узкое место – начинаем строить, видим другое узкое место – начинаем строить. И вот эта вот стройка, ее становится все больше и больше. Это приводит к росту капиталоемкости. С 2020 по 2024 год выросли объемы бюджетных расходов на эти цели. И второе – это ведет, объективно, к перераспределению средств, к созданию новых провозных мощностей в ущерб поддержанию состояния уже действующей инфраструктуры. В то же время есть огромные резервы решения этой проблемы за счет повышения системности», – прокомментировал в интервью А. Белоусов.

Повысить системность должен новый нацпроект: через него грузы и пассажиров должны распределить оптимально. Также необходимо ввести в единую опорную транспортную сеть разные виды транспорта. Пока законодательно закреплена только автомобильная часть, уточнил А. Белоусов. Также по нацпроекту планируется увеличить роль Минтранса, который будет определять структуру единой опорной транспортной сети.

«Минтранс должен сегодня обладать, скажем так, ключом по глобальному формированию понимания, что мы строим, когда мы строим, где мы строим. Все вот это может дать как раз транспортный экономический баланс», – прокомментировал В. Савельев.

Как объяснили транспортные чиновники, пока в нацпроекте шесть федеральных проектов, но его структура еще будет меняться. Обозначенные проекты связаны с обеспечением грузопотоков. Также до нацпроекта планируется поднять проект ВСМ Москва – Санкт-Петербург. При этом изучение его параметров продолжается, заявил В. Савельев:

«Мы не можем его начинать, если не уверены, что окончательно проработан вопрос по источникам и объемам финансирования. Но все-таки это проект, который дает возможность расти двум огромным агломерациям. От Москвы до Санкт-Петербурга можно будет добраться в течение двух часов и пятнадцати минут на скорости 360–400 км/час. Это напрямую способствует развитию передовых технологий: мы построим новый подвижной состав и новую дорогу. Более того, мы освобождаем путь на Мурманский транспортный узел для того, чтобы обеспечить дополнительно грузовое движение».


Эксперты – про «Транспорт»

Как отмечают эксперты, опрошенные РЖД-Партнером, много сказать о проекте пока нельзя, так как он находится в стадии проработки. Но основные подходы в нем оценить можно. «Транспорт» должен сделать комплексным подход не только к строительству на дорожной сети страны, но и к ее содержанию. Это отличает его от завершающихся БКАД и КПМИ, считает независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов:

«В их реализации нет системности. В 2022 году, когда началась переориентация логистических маршрутов на Восток, строительство велось в хаотичном порядке. Например, увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба началось именно в позапрошлом году, когда грузопоток в восточных направлениях стал увеличиваться в несколько раз: так, товарооборот между Россией и Китаем по итогам 2022 года вырос почти на 30%. Увеличивая строительство и модернизацию транспортных сетей в приоритетных направлениях, Правительству РФ приходилось перераспределять финансирование, иногда в ущерб содержанию существующей в стране транспортной инфраструктуры. В рамках нового нацпроекта этот недостаток будет нивелирован».

Эксперт считает правильным и тот момент, что по новому нацпроекту возрастет роль Минтранса РФ в принятии решений: предполагается, что ведомство будет осуществлять контроль за финансированием, а также в его ведении будет разработка и контроль за созданием единой опорной транспортной сети (включит в себя авиа-, ж/д-, авто- и водные перевозки). «Минтранс будет согласовывать начало нового строительства только после утверждения его финансирования, которое направлено не только на непосредственное введение объектов в эксплуатацию, но и на последующее их содержание в рамках стандартов».

Основные моменты из БКАД и КПМИ должны будут перейти в новый нацпроект, считает доцент факультета таможенного администрирования и безопасности РАНХиГС в Петербурге, кандидат экономических наук Владимир Николаев.

«Даже если мы построили и реконструировали тысячи километров дорог общего пользования, нужно учитывать их обслуживание, поддержку и развитие инфраструктуры, чтобы предыдущие проекты не пошли насмарку. Дороги требуют постоянного внимания и финансирования, и это нужно учесть и в новом проекте. Хотя и межремонтные сроки эксплуатации автомобильных дорог федерального значения с усовершенствованным типом покрытия увеличены до 12 лет, но мы понимаем, что реально все равно придется вернуться к показателям от 4 до 8 лет – в зависимости от категории автодороги и интенсивности движения. Также меняется и интенсивность, и направление движения. Это тоже перенесется в новый проект», – считает В. Николаев.

О том, что практики, наработанные завершающимися нацпроектами, будут востребованы и в подготовке нацпроекта «Транспорт», говорил и В. Савельев. При этом он акцентировал внимание, что «Транспорт» – это все же именно другой проект, а не переформатирование старых.

По мнению В. Николаева, определение структуры единой опорной транспортной сети, на которую обращают внимание разработчики проекта, должна обеспечить бесперебойную транспортную связанность и единство экономического пространства России. Также это позволит перейти на новый уровень цифровизации.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions