Ключевые из приоритетных
В федеральном проекте по развитию пунктов пропуска до 2030 года в качестве приоритетных значатся 87 пунктов пропуска.
«Это позволит увеличить пропускную способность на ключевых участках государственной границы – это Азербайджан, Казахстан, Монголия и Китай – не менее чем в 2 раза и довести показатель нормативного состояния по всем пунктам пропуска до 85%», – заявил министр транспорта России Роман Старовойт.
В числе ключевых мероприятий по модернизации определены 27 железнодорожных и автомобильных пунктов пропуска. В их числе ЖДПП Дербент, Гродеково, Наушки, АПП Тагиркент-Казмаляр, Ново-Филя, Забайкальск, Большой Уссурийский.
На финансирование работ по ним в 2025–2030 годах бюджетом предусмотрено 119 млрд руб.
Стоит сказать, что в этом году в развитие пунктов пропуска планируется направить 8,3 млрд руб., но уже в следующем объем финансирования увеличится более чем втрое.
В итоге провозная способность 3 железнодорожных пунктов пропуска должна возрасти в 1,8 раз – с нынешних 29,2 млн т до 52,7 млн т в 2028 году.
По 18 автомобильным пунктам пропуска перспективный рост оценивается в 2,3 раза. Если в этом году их суммарная пропускная способность – около 6,8 млн транспортных средств ежегодно, то в 2030-м эта цифра может возрасти до 15,8 млн.
Отдельно целевой показатель установлен по автомобильным погранпереходам на МТК Север – Юг (4 объекта). Пропускная способность здесь должна увеличиться более чем в 7 раз: с 316 тыс. до 2,2 млн машин ежегодно.
Благодаря реализации планов Минтранса преобразятся все ключевые пункты пропуска на границе с Китаем, отметил руководитель ФГКУ «Росгранстрой» Геннадий Безлобенко. Например, в Приморье близится к завершению реконструкция АПП Марково. Также модернизация на границе с КНР затрагивает АПП Пограничный, Краскино, Турий Рог. В Амурской области завершается создание АПП Кани-Курган. В Забайкальском крае ведется разработка проекта реконструкции пункта пропуска Забайкальск.
Регионы просят
Представители субъектов РФ отмечают ряд нерешенных вопросов, связанных с настоящим и будущим пограничных переходов. Так, в ряде регионов автомобильные подходы к пунктам пропуска находятся в региональной и даже муниципальной собственности.
«Дороги, по которым едут грузы со всей России, субъекты вынуждены содержать и ремонтировать за свой счет. Регионы просят их перевести в федеральную собственность: грузопоток в направлении Дальнего Востока, Юга увеличился в разы, мы все прекрасно это знаем, дороги разбиваются», – говорит сенатор Валерий Васильев.
Известно, что введен мораторий на перевод дорожной инфраструктуры в федеральную собственность, сказал он, но сейчас пришло время эти подходы пересмотреть.
Развитие пунктов пропуска должно быть синхронизировано не только с улучшением инфраструктуры непосредственно на подходах к ним, но и с магистральными дорогами, ведущими к госгранице, отмечает представитель Совфеда от Республики Тыва Дина Оюн.
Так, оставляет желать лучшего состояние автотрассы Абаза – Ак-Довурак, которая связывает Хакассию и Тыву. «Эта дорога как раз выходит на пункт пропуска, который в этом году будет завершен», – рассказала Д. Оюн.
Однако реконструкция данной трассы – далекая перспектива, поэтому целесообразно по ней все же открыть финансирование, и чем раньше, тем лучше, заключила сенатор.
Автор: Павел Белов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.