60% – человеческий фактор, 20% – неполадки с оборудованием
«С каждым годом увеличивается товарооборот и скорость обработки грузов, это способствует росту аварийности и травматизма на складских и контейнерных площадках, промышленных территориях и в портах, на железной дороге. Реальные факты таковы – аварийная ситуация может произойти в любое время и в любом месте, где движется транспорт», – комментирует Е. Арсентьев.
Причины ЧП, не связанные с действиями человека, по его данным, в процентном соотношении сильно отстают: менее 20% – из-за неправильной эксплуатации техники и около 20% – из-за неисправности оборудования.
Последствия производственных аварий выражаются во временных потерях и необходимости вложения дополнительных средств в ремонт и восстановление рабочего процесса, также они могут приводить к ущербу здоровья сотрудников – вплоть до летального исхода. В «РД Групп» уточняют, что сегодня просматривается тенденция к минимизации человеческого фактора и обеспечению автоматического контроля за эксплуатацией оборудования на производствах и площадках с помощью электронных систем. Во время конференции «Рынок транспортных услуг» компания презентовала несколько своих продуктов с таким функционалом.
Персональные метки и контроль давления в шинах
Одна из представленных разработок, о которой рассказал Е. Арсентьев, – система обнаружения и предотвращения столкновений серии «RD-PAS500».
«Сотрудникам раздаются метки в виде наручных брелоков, на сами транспортные средства устанавливаются базовые станции, которые своеобразным невидимым «радиокуполом» накрывают территорию вокруг себя, обнаруживают приближение к себе оснащенных метками сотрудников и другого транспорта на расстояниях до 50 метров. Метка при приближении вибрирует – подает сотруднику сигнал о приближении, планируем ввести звуковое оповещение. Водитель погрузчика или другого транспорта так же оповещается визуально и звуковым сигналом с помощью специальной сигнальной мачты», – объяснил представитель «РД Групп».
К слову, ранее мы уже рассказывали об использовании аналогичных радиометок на производствах: это RFID-метки, которыми начинают пользоваться вагоноремонтные предприятия, правда, немного с другой целью – упорядочить свою работу и минимизировать ошибки в отчетности, которую раньше сотрудники заполняли вручную.
Для спецтехники также может использоваться радарная система обнаружения серии «RDS-A25(27)», которая обнаруживает препятствия на дистанции до 20 (40) метров, в том числе в условиях ограниченной видимости, при тумане, в ночное время и в суровых климатических условиях.
На крупногабаритных транспортных средствах чаще устанавливается система кругового обзора – «360 градусов»:
«В зависимости от типа техники, мы устанавливаем от 4 до 6 специализированных широкоугольных камер, система «склеивает» панорамную видеокартинку вокруг техники и позволяет водителю получить не только вид сверху – как бы с высоты птичьего полета, но и виртуально перемещаться на нужную сторону в случае опасности столкновения. Это актуальное решение для специализированной техники в условиях ограниченного пространства».
Одна из проблем, с которой могут столкнуться эксплуатанты техники (не только на производствах, но и, к примеру, в автобусных парках), – недостаточное или избыточное давление в шинах. По данным Е. Арсентьева, представленным на конференции, требуемое давление отмечается менее чем у 40% автобусов, грузовиков и спецтехники, и менее чем у 22% прицепов и полуприцепов. Для контроля за давлением и температурой в шинах, инженеры «РД Групп» разработали отдельную систему – «СКДШ»:
«На данный момент число техники, оснащенной такими системами, ничтожно мало, а ситуация такова, что проблема с ненормированным давлением может привести к катастрофическим последствиям на дороге. Сейчас серийно выпускается два типа датчиков, устанавливаемых внутри шины: на обод диска и на вентиль. Срок службы встроенной батареи – более трех лет. При стоимости системы на уровне стоимости одной шины, мы сберегаем все шины на транспортном средстве, сам транспорт и груз, а главное, обеспечиваем безопасность водителя в поездке».
Система индицирует состояние шин на бортовом мониторе и может быть подключена к оборудованию удаленного мониторинга «ГЛОНАСС», тогда оператор автопарка сможет дистанционно следить за состоянием шин и в случае необходимости предотвратить аварийную ситуацию, даже если водитель не отреагировал на сообщение системы.
В «РД Групп» отметили, что их системы актуальны, в том числе и для складских комплексов. При этом, как выяснил РЖД-Партнер, склады в России к цифровизации своих процессов пока идут достаточно медленно. К примеру, на ТЛК «Модуль Южный», РЖД-Партнеру ответили, что рассматривали вариант роботизации объекта, но в итоге отказались от него: так как они работают с разными грузами, потребуется слишком много финансовых вложений.
Автор: Полина Карпович
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.