+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.08.2023 09:09:21
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Новый уровень «Ласточки»

Презентация скоростного электропоезда «Ласточка»  ЭС104, опытный образец которого был изготовлен на заводе «Уральские локомотивы» (входит в «Синара-Транспортные Машины»), безусловно, стала главным событием  «Иннопрома-2023».  В поезде применены самые передовые технологии. Еще одно важное отличие от предыдущих версий — современный дизайн. Именно таким, по словам разработчиков новой «Ласточки», будет  облик российских железных дорог. Подробнее об этом в интервью первого заместителя генерального директора по технической политике  завода «Уральские локомотивы» Виталия Брексона.

Новый уровень «Ласточки»
–Первое, на что обращаешь внимание, когда смотришь на новый электропоезд «Ласточка», - оригинальный экстерьер головного вагона. Чем обусловлен такой выбор формы?

– В основу проекта фронтальной части поезда был заложен ряд идей, которые позволили обновить внешний вид всем известной «Ласточки», придав ему новую современную форму. Она снизит уровень аэродинамического шума и коэффициент сопротивления на 18% по отношению к электропоездам «Ласточка» модели ЭС2Г.
Также требовалось создать возможность для конструктивного закрытия полости автосцепки. Эксплуатация предыдущих серий поездов показала необходимость такого решения. При этом поезд ЭС104 может поставляться как с обтекателем головного сцепного устройства, так и без него, решение остается за заказчиком.
В ходе выполнения дизайн-проектирования была проведена аналитическая работа, изучены современные аналоги электропоездов и тренды дизайна в железнодорожном транспорте. Далее следовал этап поиска формы с помощью эскизирования и 3д-моделирования. Каждая предлагаемая модель фронтальной части, а их было рассмотрено более десятка вариантов, подвергалась проверке на величину коэффициента аэродинамического сопротивления. В результате проведенной работы была выбрана форма фронтальной части поезда в геометрическом стиле, для которого характерны строгость и простота линий, сочетание округлых и граненых элементов. В цветовом решении головной части применен достаточно распространенный в мире дизайна прием визуального увеличения лобового остекления за счет окраски в черный цвет.

–Какие еще современные дизайнерские идеи получили воплощение в новой «Ласточке»?

– Помимо фронтальной части поезда, некоторые изменения претерпел и интерьер салона. Применен новый тип более комфортных кресел, каждое из которых снабжено USB-зарядным гнездом. Изменена цветовая гамма обшивки кресел, теперь она в спокойных серых тонах, а металлические детали поручней, наоборот, получили ярко-оранжевый окрас.
Количество пассажирских посадочных мест в базовой пятивагонной комплектации увеличено до 416, из них 7 откидных кресел для пассажиров, которые едут на сравнительно небольшие расстояния предусмотрено. Количество санитарных модулей увеличено с двух до трех, в них появились пеленальные столики. Опционально имеется возможность установки велопарковок.
В отличие от поездов предыдущих поколений особое внимание уделено возможности проезда маломобильных групп населения, имеются места для установки инвалидных колясок и, конечно, предусмотрены лифты для посадки.

–Если говорить о технических характеристиках нового поезда, что нужно отметить в первую очередь?

– Поезд ЭС104 в основной составности 5-вагонный. Он может быть сформирован в любой составности от трех до 12 вагонов. При этом особенностью в отличие, скажем от ЭС2Г, является концентрация функционального комплекта тягового оборудования на моторном вагоне (на ранее выпускаемых сериях такой комплект устанавливался на головном и втором вагонах). В случае ЭС104 моторным является второй, а не головной вагон. На втором вагоне: токоприемник, быстродействующий выключатель (БВ), тяговый преобразователь с интегрированным сетевым фильтром, своим для каждой тележки (на ЭС2Г дроссель фильтра был один на весь вагон и существовал отдельно от тягового преобразователя, что отнюдь не улучшало характеристики). В итоге на головном вагоне поезда ЭС104 размещается только преобразователь собственных нужд (ПСН), который располагается на крыше. Такая компоновка оборудования позволяет установить в 5-вагонный состав три моторных вагона, обеспечив повышение показателя ускорения с 0,7 до 1,1 м/с2 (при необходимости). В основной составности моторных вагона два.

Длина вагона составляет 25 метров, компоновка бестамбурная. Первая ступень подвешивания кузова - пружинные рессоры, вторая ступень пневматическая подвеска, что и обеспечивает беспрецедентную плавность хода. На достижение необходимой скорости влияет и материал корпуса — это алюминиевый экструдированный профиль.
Для создания скоростной тележки специалистами «Уральских локомотивов» разработан новый тяговый двухступенчатый редуктор. Его конструкция предусматривает 6 класс кинематической точности.

Также разработчикам удалось повысить надежность тягового оборудования, регулирование момента и резервирование цепи в модели ЭС104 осуществляется потележечно (в ЭС2Г – повагонно).
Преобразователь скомпонован как универсальный, то есть он же будет использован и для других поездов линейки: переменного тока и двухсистемных.

–Что сейчас происходит с новым поездом, и какие перспективы появления ЭС104 на железных дорогах страны?

– Первые два поезда уже направлены на приемочные и сертификационные испытания, которые должны подтвердить правильность принятых при проектировании технических решений. Завершение испытаний запланировано в IV квартале 2023 года. После получения сертификата начнется поставка РЖД новых поездов для перевозки пассажиров. Стоит отметить, что 22 поезда уже законтрактованы РЖД.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions