+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.03.2023 12:58:49
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Восточный полигон больших надежд

В прошлом году изменилась география грузоперевозок и маршрутов, грузы развернулись с запада на восток и Восточный полигон стал точкой притяжения всех грузоотправителей и клиентов логистического рынка. Объем перевозок по Восточному полигону в прошлом году составил 148,8 млн т, а в этом году РЖД планируют перевезти по нему около 160 млн т. Угольщики говорят о том, что они могут везти на экспорт больше, чем прописано в договоре с монополией, а генпрокуратура выявляет нарушения при строительстве БАМа и Транссиба.
Невыгодное задвоение

По данным РЖД, в прошлом году через Восточный полигон было перевезено 148,8 млн т грузов. В этом году компания прогнозирует выйти на показатель почти в 160 млн т «с учетом того, как будут пускаться объекты». Провозные мощности Восточного полигона по итогам прошлого года составили 158 млн т, а по итогам 2023-го эта цифра составит 173 млн т, говорят в руководстве холдинга.

Докладывая президенту РФ об итогах работы в прошлом году, глава РЖД Олег Белозеров отмечал, что «не только по экспорту, но и по работе внутри Восточного полигона приросли – более чем на 8% перевезли больше грузов во внутреннем потреблении». Глава РЖД назвал это хорошим показателем, который говорит о том, что «экономика в этом макрорегионе активно развивается».

При всем при этом Восточный полигон всегда был загружен, и 2022 год стал пиковым периодом, проверившим БАМ и Транссиб на прочность. В РЖД начали периодически призывать клиентов и партнеров «проявлять больше ответственности при организации грузовых перевозок на лимитирующих направлениях». Сегодня в компании заявляют о том, что со своей стороны РЖД полностью соблюдают все договоренности и готовы перевезти заявленные объемы. Но, к сожалению, происходят случаи нерациональной логистики и сбои в работе других участников процесса.

«Не всегда можем в полной мере использовать провозную способность БАМа. Магистральные локомотивы слишком долго простаивают в депо у сервисных компаний, из-за чего происходят досадные сбои в доставке. Восточный полигон не резиновый. При существующем ажиотажном спросе в перевозках и дефиците мощностей все, что не погружено сейчас, восполнить будет практически невозможно», – заявляют в компании.

Все эти проблемы накладываются на результаты проверки Генпрокуратуры, показавшие, что I этап проекта по развитию БАМа и Транссиба не был реализован в установленные сроки. Более того, «серьезное отставание» идет и по II этапу модернизации Восточного полигона. В частности, по данным прокуратуры, по I этапу проекта на 30% участков не достигнута заложенная пропускная способность железной дороги несмотря на то, что его сроки уже переносились. Среди проблем, которые выявили прокуроры, – затягивание сроков подготовки проектной документации, «случаи задвоения работ», а также использование «экономически невыгодных способов строительства». Например, только в прошлом году прокуратура выявила завышение на 1 млрд руб. на трех объектах. После этого вмешательства стоимость строительства была снижена

Сегодня в РЖД отчитываются о том, что «строительство идет опережающими темпами». Развернуты работы на всех 142 объектах, а летом будет задействовано около 30 тыс. рабочих. Сейчас трудится около 9600 человек и 2993 ед. техники.

И, если говорить конкретно о II этапе модернизации Восточного полигона, по словам первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Сергея Кобзева, актуализированная стоимость объектов II этапа составила 894 млрд руб. (в ценах IV квартала 2021-го). Исходя из этого предварительная прогнозная стоимость реализации всего инвестпроекта составит ориентировочно 1 трлн 82 млрд руб.

На высоком токе

Одним из ключевых направлений сегодня является внешняя торговля, ориентированная на восток. Но эксперты и участники рынка грузовых железнодорожных перевозок не перестают подчеркивать: энергосистема не позволяет перевозить по БАМу больше грузов, не расширяя инфраструктуру. Сегодня есть технологические и технические решения, благодаря которым увеличивается пропускная и провозная способность БАМа. Но работа по ним по-прежнему идет не в полную силу из-за нехватки источников электроэнергии. На Восточном полигоне наблюдается большой дисбаланс в электроэнергии. 

Вместе с тем в Минэнерго настаивают: все графики реализации схем энергоснабжения, подключения тяговых нагрузок, строительства дополнительных мощностей генерации синхронизированы с РЖД и регулярно рассматриваются правительством РФ. Так, по словам замминистра Евгения Грабчака, в рамках I этапа развития Восточного полигона уже введены (на середину декабря) в эксплуатацию 10 объектов, построено 2,3 тыс. км линий электропередачи и около 2 тыс. МВА трансформаторных мощностей. Финансирование идет за счет собственных средств компании «Россети». В рамках II этапа реализуется 7 мероприятий по крупному сетевому строительству: более 2 тыс. км ЛЭП и тысячи МВА трансформаторных мощностей.

В начале весны премьер-министр России Михаил Мишустин дал поручение вице-премьеру Александру Новаку и министру финансов Антону Силуанову проработать вопрос дальнейшего финансирования развития электроснабжения Восточного полигона РЖД. 

А на недавнем совещании в Совете Федерации сенаторы указали на необходимость подключения механизмом ГЧП и концессий для привлечения частных инвестиций в электрификацию Восточного полигона. «Понятно, что рост объема вывоза грузов на восток будет только увеличиваться, нужно понять новые требования», – говорит председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/comments/vostochnyy-poligon-v-poiskakh-kontsessii/

Не довезти и не вывезти

ЕС с 10 августа 2022-го полностью прекратил закупку российского угля. После этого производители столкнулись со сложностями при экспорте из-за отказа европейских страховщиков работать с ними по всему миру.

На проблемы с вывозом угля на экспорт осенью 2022 года жаловался губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев. Так, по словам чиновника, по состоянию на середину октября в Кузбассе простаивало 12 тыс. вагонов, в которых находится более 800 тыс. т угля. Из них 500 вагонов стояли еще с сентября. Весь этот объем грузов уже был принят к перевозке в восточном направлении РЖД, но «физически не отправлен со станций погрузки Кузбасса». 

На начало 2023 года наблюдалась тенденция активной перевозки угля в российские порты на Северо-Западе. В январе, как отмечал заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило, перевалочные мощности всех портов в регионе были полностью загружены под отправку угля и исходя из роста объемов погрузки угля на сети РЖД в адрес Северо-Запада в компании заявили, что поддержка в виде дополнительных скидок на перевозку угольным компаниям со стороны монополии на тот момент не требовалась.

Но уже через месяц С. Цивилев для привлечения дополнительных объемов и разгрузки восточного направления предложил ввести мораторий на повышение тарифной составляющей на железнодорожные перевозки угля до портов Северо-Запада в 2023–2024 гг. и возобновить действие понижающих коэффициентов при определении платы за экспортные перевозки угля в зависимости от расстояния.

По мнению губернатора Кузбасса, нужно также обеспечить в 2023 году ежемесячные комиссионные осмотры 83 первоочередных объектов Восточного полигона с участием представителей комиссий Госсовета «Энергетика» и «Транспорт», а также Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД». Минэнерго уже поддержало инициативу о «введении моратория на 2023–2024 гг. на изменение транспортных тарифов и налогового законодательства» в сфере грузоперевозок.

Рекордные объемы

Основным направлением транспортно-логистического развития на текущий год власти называют дальневосточное, а именно – расширение Байкало-Амурской магистрали и в целом восточного маршрута и реализацию задач, поставленных перед угольной отраслью.

В планах РЖД – выполнить в этом году работы на рекордную сумму 250 млрд руб., чтобы к концу 2023-го завершить строительство на 142 из 263 объектов БАМа и Транссиба. В частности, планируется запустить рабочее движение на 83 инфраструктурных объектах, поставить под напряжение 55 объектов тягового электроснабжения и построить 5 автоматических блокпостов. Это позволит к концу года увеличить провозные способности Восточного полигона с 158 до 173 млн т, отмечают в руководстве холдинга.

Всего в рамках II этапа модернизации БАМа и Транссиба, по данным РЖД, необходимо построить 1381 км дополнительных главных путей и 29 разъездов, реконструировать 4 разъезда и 29 станций, а также электрифицировать участок Волочаевка – Комсомольск-Сортировочный – Ванино протяженностью 820 км и усилить устройства тягового электроснабжения участков Транссиба и БАМа, которые сегодня электрифицированы. Также будет построен путь необщего пользования в морской порт Суходол. 

Пул работ обширен, и планы по перевозкам грузоотправителей растут. Так, по итогам января – февраля на восток было погружено 46 млн т грузов (+7%), на экспорт вывезено всех грузов 24 млн т (+9,3%). При этом отмечается рост угля (+4,3%), контейнеров (рост в 1,5 раза), экспорт нефтяных грузов сохранен на уровне прошлого года с небольшим приростом в 0,3%.

Но, по опросам грузоотправителей, «активно браться за развитие восточного направления» нужно было еще 10 лет назад. Год от года кардинально ничего не меняется, и инфраструктурное развитие отстает от реальных потребностей, говорят участники рынка.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions