+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.10.2022 10:48:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Увеличить или уменьшить: в Кузбассе развернулась борьба за уголь

На днях стало известно, что ОАО «РЖД» предлагает заметно уменьшить объем отгрузок угля на экспорт из Кузбасса в восточном направлении в ближайшие годы, в частности, запланировав перевозку 56 млн т в 2023 году и далее определяя показатели с оглядкой на заявки других грузоотправителей. Мнение об этой идее на рынке неоднозначное с учетом общей ситуации в угольной промышленности в этом году: объемы добычи, по прогнозам, могут сократиться по итогам года на 17%, а поставки российского угля в Европу в августе, когда вступило в силу угольное эмбарго, упали на 77%.
Прогнозы о том, что Кузбасс не вывезет в восточном направлении весь запланированный объем угля по итогам года, высказываются практически постоянно начиная с весны.

На днях зампред комитета Госдумы по энергетике Дмитрий Исламов, выступая на Российской энергетической неделе, заявил, что не вывезено будет 9–10 млн т угля. Такая динамика приводит к «планомерному снижению добычи». По прогнозам Минэнерго, добыча угля в России и его экспорт сократятся по итогам 2022-го на 1%.

Добыча и экспорт угля в Кузбассе уже значительно сократились, исходя из данных министерства угольной промышленности Кемеровской области. В частности, в сентябре текущего года на угольных предприятиях Кузбасса было добыто 18,5 млн т угля (-2,5 млн т, или -12% к сентябрю 2021 г.). А за январь – сентябрь угольщиками Кузбасса добыто 162,5 млн т угля (-16,6 млн т к январю – сентябрю 2021 г., или -9,3%). Напомним, что в Кемеровской области добывается больше половины всего российского угля и работает свыше 150 шахт, разрезов и обогатительных фабрик.

На непростую ситуацию в угольной отрасли постоянно указывает и губернатор Кузбасса Сергей Цивилев. На ВЭФ-2022 в сентябре он заявил, что эмбарго на уголь влияет на угольную отрасль меньше, чем незавершение модернизации Восточного полигона в срок. 

А в начале октября он предложил увеличить планы по вывозу угля по Восточному полигону на 2023 год. «У нас в этом году должно было быть по поручению президента в восточном направлении отгружено по железной дороге 58 млн т, в следующем году – 63 млн т. В этом году будет вывезено 48–49 млн т, почти на 10 млн меньше, чем должно было быть. Поэтому предлагаю поставить такую цель РЖД – скорректировать план по вывозу на следующий год. У нас в Кузбассе плановый показатель на 2023 год – 63 млн т, добавляем долг 9,5 млн т и преодолеваем то, что своевременно не исполнили», – заявил он на пленарном заседании международного форума «Угольная отрасль – новые реалии».

Напомним, что согласно перечню поручений президента РФ Владимира Путина, данных после прошедшего в марте 2021 года совещания по вопросам развития угольной отрасли, объемы вывоза угля из Кузбасса до 2024-го должны быть увеличены на 30% относительно 2020 года. Конкретные показатели зафиксированы в соглашении региона с РЖД. Так, в текущем году железные дороги должны обеспечить транспортировку 58 млн т угля из Кузбасса в восточном направлении, и ежегодно эти объемы должны увеличиваться на 5 млн т, составив в 2024-м 68 млн т.

Но, как отмечал на форуме президент «Распадской» Илья Широкоброд, объем производства находится под давлением. И одновременно с этим растет себестоимость. «Мы ощущаем на себе беспрецедентно крепкий рубль, с одной стороны, с другой стороны – динамичную инфляцию всех составляющих себестоимости и одновременно очень динамичный рост всех логистических издержек… В комбинации вот этих трех элементов очевидно, что финансовые результаты угольных компаний за II полугодие этого года будут разительно отличаться от очень хороших результатов первого», – сказал он.

По его мнению, принятие в 2023 году объемов, которые предполагались в 2022-м, то есть 58 млн т, кажется адекватным решением.

Но еще в апреле первый зампред правительства РФ Андрей Белоусов сообщал, что реализуемое соглашение с РЖД по вывозу угля на экспорт отстает от плана. 

Сегодня опрошенные эксперты напоминают, что в нынешних геополитических условиях основным направлением экспорта российского угля будут страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Индия, Южная Корея и т. д.). И маршрут перевозки угля через Восточный полигон останется наиболее предпочтительным для экспортеров. Так, по итогам прошлого года перевозки угольной продукции занимают 70% пропускной способности Восточного полигона.

Как отмечает заместитель руководителя направления «Экономика инфраструктурных отраслей» ЦСР Дмитрий Черненок, из-за низкой стоимости уголь далеко не самый доходный груз как для экономики страны (создает лишь 5,4% налоговых отчислений в бюджеты различных уровней от экспорта и формирует менее 1% ВВП страны), так и с точки зрения железнодорожного тарифа (доходность ОАО «РЖД» от контейнерных перевозок в среднем в 2 раза выше в сравнении с перевозками угля).

«Целесообразно изменить подход к распределению пропускных и провозных мощностей Восточного полигона в зависимости от объема социально-экономических эффектов от экспорта таких грузов. Такой подход позволит не только снизить нагрузку на грузонапряженные и востребованные маршруты, но и запустит механизм диверсификации промышленности», – говорит Д. Черненок.

По его мнению, уменьшение объемов отгрузок угля на экспорт через Восточный полигон в пользу высокодоходных грузов позволит увеличить объем положительных бюджетных эффектов. При этом с учетом сокращения грузооборота со странами ЕС, высвобождения значительного объема пропускных и провозных мощностей железнодорожной инфраструктуры центральной части России, а также перевалочных мощностей в портах Арктического и Балтийского бассейнов представляется целесообразной проработка вопроса экономической и технологической эффективности диверсификации маршрутов экспорта угля на существующие рынки сбыта, в том числе через Северный морской путь.

«В условиях диверсификации логистики и импортозамещения при распределении пропускных и провозных мощностей наиболее востребованных направлений, которым является Восточный полигон, необходимо отдавать больший приоритет грузам, обеспечивающим наибольший вклад в развитие отраслей отечественной экономики. Вместе с тем в процессе перераспределения экспорта сырьевых грузов на менее грузонапряженные маршруты целесообразно проводить оценку общей эффективности осуществления перевозок для всех субъектов рынка», – говорит он.

В то же время аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов высказывает позицию о том, что уменьшение объемов отгрузок экспортного угля приведет к сокращению выручки предприятий Кузбасса. Он говорит, что внутренний спрос не покрывает полностью производственные мощности Кузбасcа, поэтому экспортные объемы будет некуда деть. Однако в России начали расширять логистический коридор на восток, что на горизонте нескольких лет поможет нарастить объемы перевозки угля до прежних значений, если на него останется спрос. На данный момент РЖД действуют в своих интересах, пытаясь увеличить маржинальность перевозок, подчеркивает эксперт.

«По рыночным законам уменьшение объема отгрузок должно снизить предложение на рынке и привести к росту цен, однако после отказа европейских покупателей от российского угля все объемы поставок переориентировать еще не удалось, поэтому о дефиците на рынке пока не может идти речь. А значит, и стоимость угля на рынке не должна сильно измениться», – говорит В. Чернов.

Сами угольщики идею называют не продуманной в части последствий, в том числе и социально-экономических. «Отсутствие рынков сбыта на Западе и ограничения на Востоке приведут к дальнейшему сокращению производства в Кузбассе. Регион не готов заместить добычу и производство угольной продукции другим родом деятельности», – говорит заместитель генерального директора по железно­дорожному транспорту ООО «Трансметкокс» Евгений Кузнецов.

Он указывает на то, что в Кузбассе выстроена современная инфраструктура по обогащению, погрузке и вывозу угля. И возможное следствие инициативы по уменьшению объемов – потеря цены на российский уголь как минимум, а такж, его возможное замещение конкурентными углями производителей из других стран.

Альтернативным решением, по мнению экспертов, могут стать другие виды доставки экспорта. Правда, они могут быть дороже, чем железнодорожные перевозки, поэтому это может стать большой проблемой, так как сейчас они продают уголь с очень низкой маржой.

По мнению заместителя генерального директора ИПЕМ Владимира Савчука, для обеспечения вывоза на экспорт массовых грузов необходимо рассматривать все имеющиеся альтернативы Восточному полигону, оценивая комплексные логистические издержки. Например, целесообразно загружать профицитный Северо-Западный полигон, где это экономически оправдано перевозками грузов, которые не смогут проехать по Восточному полигону. «Целесообразно рассматривать экономику составляющих комплексной логистической цепочки в целях исключения стоимостных перекосов, чтобы скидка на перевозку по железной дороге не компенсировалась наценками на перевалку», – высказывается он.

Он отмечает, что решение об изменении или сохранении подходов к доступу тех или иных грузов, параметрах недискриминационного доступа к услугам инфраструктуры, гарантированию перевозки тех или иных грузов на перегруженном Восточном полигоне в конечном итоге будет принимать правительство РФ. И в текущей экономической ситуации, вероятно, решения будут приниматься не столько по экономическим критериям, например вкладу в ВВП того или иного груза, сколько по социальным – обеспечению работоспособности предприятий и занятости.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions