+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.04.2020 15:00:43
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Цифра в эпоху коронавируса – подспорье для грузоотправителей, но не панацея

Создание штаба для оперативной поддержки грузоотправителей и обеспечения координации всех звеньев транспортных цепочек в условиях предупреждения и ликвидации распространения новой коронавирусной инфекции в ОАО «РЖД» позволило избежать серьезных сбоев в логистике. Однако это пока не стало стимулом для ускорения цифровой трансформации железнодорожной отрасли в целом.

В целом клиенты отмечают, что в ОАО «РЖД» приняли меры по содействию грузоотправителям. «У нас в основном все операции по отправке грузов в вагонах выполняются дистанционно. Ситуация с коронавирусом практически не отразилась на качестве сервиса: каким он был ранее, таким и остался», – отметил заместитель генерального директора по корпоративным коммуникациям АО «Загорский трубный завод» Игорь Гусенков.

Это же подтвердили при опросах и еще несколько представителей грузоотправителей из ряда отраслей – лесоперерабатывающего завода, предприятия цветной металлургии, карьера по добыче нерудных материалов.

«Ежедневный процесс идет, вопросы решаются», – сообщил начальник участка по работе с железной дорогой ООО «Абинский электрометаллургический завод» Леонид Лукин.

Полет нормальный, но есть и затруднения

Правда, было отмечено, что в целом РЖД ориентированы на личные контакты, связанные с подготовкой оригиналов ряда документов. При этом представители небольших компаний по-прежнему совершают визиты на станцию.

Дополнительные затруднения коронавирус внес разве что в работу центрального аппарата – часть менеджеров перевели на удаленку. Они не находятся на своих рабочих местах. Из-за этого случаются задержки с утверждением (регистрацией) дистанционно согласованных проектов отправки грузов, рассказали клиенты.

«На технологию железнодорожной перевозки коронавирус в целом не повлиял. По отзывам предприятий, на железных дорогах стараются делать все возможное, чтобы решать вопросы дистанционно. И все же приходится признать: многое на сети все-таки ориентировано на очные контакты», – призналась президент Некоммерческого партнерства защиты интересов грузовладельцев в сфере железнодорожного транспорта Алена Зябкина.

«Следует отметить: удаленная работа железных дорог должна строиться на защищенных каналах связи. Теоретически можно обеспечить шлюзы из сети интранет в глобальную паутину. Однако если речь идет об обеспечении устойчивости работы железнодорожной отрасли, то пока ОАО «РЖД» вряд ли готово к такому варианту. Подобную ситуацию, которая сложилась сейчас, можно было предусмотреть. Однако эти возможности (по удаленному доступу к закрытым сетям) нельзя реализовать за короткий промежуток времени», – подытожил президент АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин. Это объясняет, почему у клиентов возможны задержки с утверждением (регистрацией) дистанционно согласованных проектов.

Три четверти документов – в электронном виде

Меньше всего проблем возникает у клиентов, взаимодействующих с ОАО «РЖД» в режиме АСУ – АСУ. Работа в АС ЭТРАН предполагает организацию удаленного доступа.

Как пояснил собеседник в ЦФТО, система бесплатно устанавливается на мобильный компьютер клиента. Если он это делает сейчас, то получает бесплатно одно рабочее место. Правда, для пролонгации работы потом придется все-таки заплатить за использование лицензии.

Причем в последнее время список документов, которые можно оформить в электронном виде, на сети РЖД расширился. Тем не менее остаются документы, которые приходится оформлять вручную. Например, при отставлении неисправных вагонов в ремонт.

В ОАО «РЖД» отметили увеличение объема электронного документооборота (ЭДО). С начала марта 2020 года ими было оформлено более 4,5 млн электронных перевозочных документов, что составляет порядка 75% от общего количества. При этом только за последнюю неделю клиенты ОАО «РЖД» оформили дополнительно почти 15 тыс. документов в удаленном режиме, не контактируя с другими грузоотправителями и железнодорожниками, что особенно важно в сложившейся эпидемиологической обстановке.

В феврале 2020 года к обмену ЭДО с ОАО «РЖД» были подключены 298 клиентов, с начала марта текущего года – еще 352. Кроме того, для онлайн-заказа услуг в постоянном режиме функционирует ЭТП «Грузовые перевозки».

В ООО «Цифровая логистика» подтвердили, что площадка работает в штатном режиме. А новые функции, которые сейчас открыты на ней, позволяют создать дополнительные условия для работы в компаний в удаленном режиме.

Кто готов заработать на коронавирусе?

Что касается предоставления услуг оперирования, то здесь представитель одного из крупных игроков на рынке дал такой ответ: «Если клиентам требуется заниматься грузоперевозками удаленно, то этим как раз готовы заниматься наши сотрудники. Причем наши сотрудники способны продолжать заниматься на удаленке». И это оказался довольно типичный ответ.

Иными словами, ряд крупных операторов ожидает, что к ним увеличится приток клиентов, которые привыкли сами ездить на станцию и отвозить туда пакеты документов в бумажном виде. «То, что у грузовладельцев могут возникать сложности с онлайн-сервисами, а ряд операторов рассчитывают предоставить им свои сервисы, само по себе неплохо. Однако образование новой ниши для оказания такого рода дополнительных услуг тем клиентам, которые вынуждены сидеть дома, вызывает определенные вопросы», – считает П. Иванкин.

По сути, речь идет о том, что на фоне временных трудностей клиентов может сформироваться новая прослойка информационных посредников для дистанционного взаимодействия с ОАО «РЖД». А ведь ранее в РФ стремились, наоборот, сократить количество разных посредников. К этому регуляторы призывали и ОАО «РЖД» как публичного перевозчика.

Заоблачная виртуализация

Напоследок попытаемся оценить, насколько глубоко затронет ситуация с коронавирусом сферу IT-сервисов и ускорит ли она цифровую трансформацию на транспорте, в том числе железнодорожном.

По данным провайдеров, в марте по подсчетам Solar JSOC, количество устройств, доступных по незащищенному протоколу удаленного доступа, выросло в РФ на 15%. Это соответствует результатам опросам АО «Эр-телеком холдинг», из которых следует, что полностью перевели на удаленную работу только 4,2% предприятий и частично – еще 9,7%. Однако меньше, чем зафиксировали исследования компании Positive Technologies: по ее данным, количество удаленных рабочих столов в РФ за 3 недели с конца февраля 2020 года увеличилось всего на 9%. Итого средний прирост доли удаленки составляет от 9 до 15%. Причем, как отметили эксперты, в основном он связан с тремя сегментами рынка: банками, телекоммуникациями и сервисными компаниями. Причем транспорт и логистика здесь не в лидерах.

А судя по намерениям значительного количества предприятий в качестве антикризисных мер урезать расходы на IT-сервисы в целом, в ближайшей перспективе сложно ожидать глубоких изменений. Особенно, если учесть, что большинство новых удаленных рабочих столов предприятия для оперативных контактов подключают через слабо защищенные интерфейсы на своих устаревших компьютерах. А значит, они рассматриваются как временное решение на период эпидемии. Неслучайно крупные IT-компании попросили Минкомсвязи включить всю цифровую индустрию РФ в список отраслей, наиболее пострадавших от пандемии и кризиса. Под таким углом зрения ОАО «РЖД» не представляет собой особого исключения из общего правила.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions