+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.04.2020 15:00:43
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Цифра в эпоху коронавируса – подспорье для грузоотправителей, но не панацея

Создание штаба для оперативной поддержки грузоотправителей и обеспечения координации всех звеньев транспортных цепочек в условиях предупреждения и ликвидации распространения новой коронавирусной инфекции в ОАО «РЖД» позволило избежать серьезных сбоев в логистике. Однако это пока не стало стимулом для ускорения цифровой трансформации железнодорожной отрасли в целом.

В целом клиенты отмечают, что в ОАО «РЖД» приняли меры по содействию грузоотправителям. «У нас в основном все операции по отправке грузов в вагонах выполняются дистанционно. Ситуация с коронавирусом практически не отразилась на качестве сервиса: каким он был ранее, таким и остался», – отметил заместитель генерального директора по корпоративным коммуникациям АО «Загорский трубный завод» Игорь Гусенков.

Это же подтвердили при опросах и еще несколько представителей грузоотправителей из ряда отраслей – лесоперерабатывающего завода, предприятия цветной металлургии, карьера по добыче нерудных материалов.

«Ежедневный процесс идет, вопросы решаются», – сообщил начальник участка по работе с железной дорогой ООО «Абинский электрометаллургический завод» Леонид Лукин.

Полет нормальный, но есть и затруднения

Правда, было отмечено, что в целом РЖД ориентированы на личные контакты, связанные с подготовкой оригиналов ряда документов. При этом представители небольших компаний по-прежнему совершают визиты на станцию.

Дополнительные затруднения коронавирус внес разве что в работу центрального аппарата – часть менеджеров перевели на удаленку. Они не находятся на своих рабочих местах. Из-за этого случаются задержки с утверждением (регистрацией) дистанционно согласованных проектов отправки грузов, рассказали клиенты.

«На технологию железнодорожной перевозки коронавирус в целом не повлиял. По отзывам предприятий, на железных дорогах стараются делать все возможное, чтобы решать вопросы дистанционно. И все же приходится признать: многое на сети все-таки ориентировано на очные контакты», – призналась президент Некоммерческого партнерства защиты интересов грузовладельцев в сфере железнодорожного транспорта Алена Зябкина.

«Следует отметить: удаленная работа железных дорог должна строиться на защищенных каналах связи. Теоретически можно обеспечить шлюзы из сети интранет в глобальную паутину. Однако если речь идет об обеспечении устойчивости работы железнодорожной отрасли, то пока ОАО «РЖД» вряд ли готово к такому варианту. Подобную ситуацию, которая сложилась сейчас, можно было предусмотреть. Однако эти возможности (по удаленному доступу к закрытым сетям) нельзя реализовать за короткий промежуток времени», – подытожил президент АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин. Это объясняет, почему у клиентов возможны задержки с утверждением (регистрацией) дистанционно согласованных проектов.

Три четверти документов – в электронном виде

Меньше всего проблем возникает у клиентов, взаимодействующих с ОАО «РЖД» в режиме АСУ – АСУ. Работа в АС ЭТРАН предполагает организацию удаленного доступа.

Как пояснил собеседник в ЦФТО, система бесплатно устанавливается на мобильный компьютер клиента. Если он это делает сейчас, то получает бесплатно одно рабочее место. Правда, для пролонгации работы потом придется все-таки заплатить за использование лицензии.

Причем в последнее время список документов, которые можно оформить в электронном виде, на сети РЖД расширился. Тем не менее остаются документы, которые приходится оформлять вручную. Например, при отставлении неисправных вагонов в ремонт.

В ОАО «РЖД» отметили увеличение объема электронного документооборота (ЭДО). С начала марта 2020 года ими было оформлено более 4,5 млн электронных перевозочных документов, что составляет порядка 75% от общего количества. При этом только за последнюю неделю клиенты ОАО «РЖД» оформили дополнительно почти 15 тыс. документов в удаленном режиме, не контактируя с другими грузоотправителями и железнодорожниками, что особенно важно в сложившейся эпидемиологической обстановке.

В феврале 2020 года к обмену ЭДО с ОАО «РЖД» были подключены 298 клиентов, с начала марта текущего года – еще 352. Кроме того, для онлайн-заказа услуг в постоянном режиме функционирует ЭТП «Грузовые перевозки».

В ООО «Цифровая логистика» подтвердили, что площадка работает в штатном режиме. А новые функции, которые сейчас открыты на ней, позволяют создать дополнительные условия для работы в компаний в удаленном режиме.

Кто готов заработать на коронавирусе?

Что касается предоставления услуг оперирования, то здесь представитель одного из крупных игроков на рынке дал такой ответ: «Если клиентам требуется заниматься грузоперевозками удаленно, то этим как раз готовы заниматься наши сотрудники. Причем наши сотрудники способны продолжать заниматься на удаленке». И это оказался довольно типичный ответ.

Иными словами, ряд крупных операторов ожидает, что к ним увеличится приток клиентов, которые привыкли сами ездить на станцию и отвозить туда пакеты документов в бумажном виде. «То, что у грузовладельцев могут возникать сложности с онлайн-сервисами, а ряд операторов рассчитывают предоставить им свои сервисы, само по себе неплохо. Однако образование новой ниши для оказания такого рода дополнительных услуг тем клиентам, которые вынуждены сидеть дома, вызывает определенные вопросы», – считает П. Иванкин.

По сути, речь идет о том, что на фоне временных трудностей клиентов может сформироваться новая прослойка информационных посредников для дистанционного взаимодействия с ОАО «РЖД». А ведь ранее в РФ стремились, наоборот, сократить количество разных посредников. К этому регуляторы призывали и ОАО «РЖД» как публичного перевозчика.

Заоблачная виртуализация

Напоследок попытаемся оценить, насколько глубоко затронет ситуация с коронавирусом сферу IT-сервисов и ускорит ли она цифровую трансформацию на транспорте, в том числе железнодорожном.

По данным провайдеров, в марте по подсчетам Solar JSOC, количество устройств, доступных по незащищенному протоколу удаленного доступа, выросло в РФ на 15%. Это соответствует результатам опросам АО «Эр-телеком холдинг», из которых следует, что полностью перевели на удаленную работу только 4,2% предприятий и частично – еще 9,7%. Однако меньше, чем зафиксировали исследования компании Positive Technologies: по ее данным, количество удаленных рабочих столов в РФ за 3 недели с конца февраля 2020 года увеличилось всего на 9%. Итого средний прирост доли удаленки составляет от 9 до 15%. Причем, как отметили эксперты, в основном он связан с тремя сегментами рынка: банками, телекоммуникациями и сервисными компаниями. Причем транспорт и логистика здесь не в лидерах.

А судя по намерениям значительного количества предприятий в качестве антикризисных мер урезать расходы на IT-сервисы в целом, в ближайшей перспективе сложно ожидать глубоких изменений. Особенно, если учесть, что большинство новых удаленных рабочих столов предприятия для оперативных контактов подключают через слабо защищенные интерфейсы на своих устаревших компьютерах. А значит, они рассматриваются как временное решение на период эпидемии. Неслучайно крупные IT-компании попросили Минкомсвязи включить всю цифровую индустрию РФ в список отраслей, наиболее пострадавших от пандемии и кризиса. Под таким углом зрения ОАО «РЖД» не представляет собой особого исключения из общего правила.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions